В УСТЬ-ЛУГЕ СЕГОДНЯ БУДЕТ ЖАРКО
Зачем президент РЖД хочет убедить президента России создать в Кингисеппском районе особую экономическую зону?<br>
Сегодня в Усть-Луге, где строится порт, должен побывать с рабочим визитом президент РФ Владимир Путин. Для приезда столь высокого гостя есть и повод, и причина.
Повод - сдача в эксплуатацию еще одной очереди угольного терминала. Он строится на деньги кузбасских угольщиков. Как уже сообщала наша газета, на терминале запущено оборудование по обработке угля "по евростандарту", что увеличивает его цену примерно на 1,5 доллара за тонну. В нынешнем году в Европу должно уплыть около 4 миллионов тонн твердого топлива.
Но это, повторим, повод. Причина же президентского визита, по мнению местных властей, - желание лично ознакомиться с ходом работ и подчеркнуть значимость нового порта для глобальных российских интересов. С докладом на эту тему должен выступить Владимир Якунин. "НВ" удалось заранее узнать, в чем и зачем президент РЖД будет убеждать президента России.
У железной дороги есть прямой интерес в развитии нового порта. В 2005 году по железной дороге через Северо-Запад прошло 150 миллионов тонн экспортно-импортных грузов. Из них 70 миллионов тонн - именно через порты. У грузоперевозчиков морской транспорт пользуется все большей популярностью. Если за последние четыре года объем перевозок через сухопутные пограничные переходы вырос в 1,3 раза, то через порты - в 2,3 раза.
Впечатляющие показатели. Но отечественные компании при этом умудряются загрузить под завязку работой и порты Финляндии, Эстонии, Латвии. Именно на российских грузах провели модернизацию латвийский порт Вентспилс и эстонский Мууга. И сейчас эстонцы ударными темпами достраивают новый порт в местечке Силламяэ - всего в нескольких десятках километров от Усть-Луги. Не сдают своих позиций и финские порты. К примеру, практически все импортные автомобили и другие грузы, требующие хороших складов и бережного обращения, прибывают в Россию "финским путем". После вступления в ВТО и выравнивая всех тарифов конкуренция еще более усилится.
Зачем России, и железной дороге в частности, нужен новый порт на Балтике? По прогнозу Владимира Якунина, к 2010 году объем экспорта через Северо-Запад вырастет до 190 миллионов тонн. Дальнейший рост грузопотока обеспечит транзит грузов из стран Азии. Доставка азиатских товаров в Европу по Транссибу и БАМу идет быстрее, чем морским путем. Но отправителям не нужны лишние хлопоты с еще одним пограничным переходом - в Финляндию или Эстонию. Им удобнее грузиться в российском же порту. Если порт в Усть-Луге будет построен, это даст толчок развитию БАМа, который сейчас недозагружен.
Кроме того, Якунин не против поучаствовать и в портовом бизнесе, например создавая совместно с портовиками логистические компании. На сегодняшний день портовики, как уже сказано, построили и оснастили один терминал - угольный, а железнодорожники освоили
1 миллиард рублей на строительстве обходного пути вокруг станции Котлы и сооружении припортовой станции Лужская. Для запланированных на этот год к отправке 4 миллионов тонн грузов этого достаточно. Но для того чтобы Усть-Луга могла выйти на проектную мощность - 35 миллионов тонн в год, - РАО "РДЖ" должно вложить в станцию и реконструкцию путей на линии Мга - Гатчина - Веймарн - Лужская 23 миллиарда рублей. Железнодорожники готовы пойти на эти затраты, но при условии, что и порт сумеет найти инвесторов на свои новые терминалы и обеспечить грузопоток. И здесь, по мнению всех заинтересованных сторон, необходимо содействие президента России.
Кингисеппский район, и в частности Усть-Луга с окрестностями, не попал в число особых экономических зон, список которых был оглашен правительством в конце прошлого года (на всем Северо-Западе его удостоилась одна зона - Нойдорф в Петербурге). По мнению Якунина, статус особой зоны и связанные с этим льготы, а также специальные льготы и преференции участникам проекта перетянут в Усть-Лугу средства и тех компаний, которые сейчас финансируют зарубежные порты, и вообще всех крупных грузоперевозчиков. Новый порт можно оснастить самым современным оборудованием, что позволит снизить портовые сборы, ускорить время обработки судов, отправлять грузы в любую точку железнодорожным, речным или автомобильным транспортом. В итоге Усть-Луга обеспечит 25 процентов всех портовых потребностей на Балтике и войдет в число самых рентабельных портов этого моря.
О том, как отнесся к этим предложениям президент, мы сообщим в следующем номере. В любом случае визит главы государства взбодрит имеющихся и потенциальных инвесторов самого "долгостройного", но и самого перспективного российского порта на Балтике.
ПОРТ НА ЮЖНОМ БЕРЕГУ ФИНСКОГО ЗАЛИВА ЗАДУМАЛИ ПОЧТИ 20 ЛЕТ НАЗАД
Идея строительства порта в Усть-Луге возникла еще в конце 1980-х годов в руководстве Балтийского морского пароходства. Дело в том, что Морской порт Петербурга, как его ни модернизируй, все же бесконечно расти не может - некуда: он находится в черте города. К тому же порт имеет два крупных недостатка. Первый: "дорога" к нему идет по узкому многокилометровому морскому каналу, который лимитирует проход судов с большой осадкой, а кроме того, нуждается в постоянной чистке, что увеличивает портовые сборы с судовладельцев. Второй недостаток: наш порт замерзает. Конечно, ледоколы водят караваны до чистой воды, но это тоже стоит денег, да и суда в ледяной каше жгут лишнее топливо и обдирают корпуса.
Лужская губа, на берегу которой расположена рыбацкая деревушка Усть-Луга, напротив, имеет удобные подходы к берегу с больших глубин. И она почти не замерзает. До недавних времен здесь была пограничная зона, так что никакого дачно-коттеджного строительства не велось, земля свободна. Но первоначальный план строительства умер вместе с самим БМП.
В 1993 году за дело взялся частный капитал - в лице известного тогда предпринимателя Ильи Баскина. Он обещал принять первые суда уже в 1995 году, но не нашел денег даже на подготовительные работы. Затем созданная им компания "Усть-Луга" погрязла в долгах и сомнительных махинациях и в итоге перешла под контроль правительства области и первого реального инвестора - Ростерминалугля. Затем, чтобы оживить интерес инвесторов, федеральное правительство именно Усть-Лугу решило сделать базовым портом для паромного сообщения с Калининградской областью и Германией. Однако и это не принесло результата. Проблема была не столько даже в строительстве терминалов и прочих портовых сооружений, сколько в отсутствии нормального железнодорожного сообщения и автомобильных дорог. Порт не может работать без дороги, но и дорога не может подводиться к порту, который большей частью еще в проектах.