МАКС ЭРНСТ ПОГРУЖАЕТ В СТИХИЮ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Три картины мастера сюрреализма из коллекции музея Дюссельдорфа выставлены в эти дни в Эрмитаже.<br>

Особый, жгучий интерес к сюрреализму оправдан: это странное завораживающее и пугающее искусство не соответствует никаким канонам, не вызывает ассоциаций с уже виденным и пережитым, не отсылает к известным мастерам и традициям. А ведь это искусство идет из самой глубины человеческой природы и к этой глубине обращается. С этой точки зрения название "сюрреализм" несколько неточно: sur - "над", "надреализм"... Но эти интригующие образы всплывают из недр подсознания, на грани сна и бодрствования, когда отступает контроль разума. И быть может, здесь уместнее была бы приставка "под" - "подреализм". Макс Эрнст, один из ведущих мастеров сюрреализма, родился в 1891 году в Кельне, в Боннском университете изучал философию, психологию и историю искусств, работал как скульптор и сценограф, дизайнер и архитектор, был поэтом, прозаиком, художественным теоретиком и критиком. Живописью начал заниматься с 1909 года. В конце 1910-х годов Эрнст - активный участник движения дадаистов, творчество которых было полно агрессивного, нигилистического сарказма, противостоящего традиции европейского рационализма и мелочному здравомыслию обывателя, что было актуально на фоне безумия Первой мировой войны. В 1922 году он переезжает в Париж, где занимается поэзией и сближается с поэтами-сюрреалистами. Стихия бессознательного была очень актуальна для увлекавшихся Фрейдом сюрреалистов. В ней они пытались найти объяснение человеческой природы и культуры. Особенно актуальна в этом смысле картина "После нас - материнство". А "Пейзаж с прорастающей пшеницей" (1936) вполне соответствует своему названию: земля в разрезе, с ее черноземом и источниками, жизнью ушедшей и жизнью прорастающей. Зерно всегда было знаком воскресения и спасения, а также слова истины, брошенного и давшего всходы в человеческой душе. В этом пейзаже можно увидеть и аналог фрейдистской концепции человеческого сознания с его таинственными, тревожными темными недрами: цветные массы шевелятся, перерастают друг в друга и дают всходы в виде подобных картин. Выставка открыта до 19 февраля.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.