РЕЙДЕРЫ НАЧИНАЮТ И ВЫИГРЫВАЮТ
Питер стал полигоном мафиозного ноу-хау - обычный передел собственности кажется детской шалостью.<br>
Город захватывают рейдеры. Многие, не разобравшись, стали называть модным словом "рейдерство" все, что связано с переделом собственности, - недружественные поглощения, заказные банкротства, свары акционеров и прочие корпоративные войны. На самом деле этого добра в городе хватало и раньше. Деловая публика помнит скандалы с "Подъем-трансмашем", "Красным Выборжцем", фирмой "Лето", заводом им. Свердлова, "Светочем"... Еще год назад они казались торжеством беззакония. Но по сравнению с настоящим рейдерством все это детские шалости.
ФЕДЬКА КОСОЙ И МАНЬКА ОБЛИГАЦИЯ
Корпоративные войны хотя бы внешне ведутся по правилам. Хочешь захватить предприятие? Скупи пакет его акций, инициируй одно, другое, третье собрание акционеров, "закажи" налоговую проверку и арест счетов, консолидируй задолженность... При этом тот, кого пытаешься захватить, может противодействовать тебе на каждом этапе - вести встречную скупку, заказывать свои проверки, бороться в судах...
Но против рейдерства (если называть этим словом принципиально новый способ грабежа) приемов пока нет. Сама схема появилась на свет в результате, как водится, благих намерений федерального правительства. Два с небольшим года назад в порядке "борьбы с административными барьерами" был принят закон об упрощенном порядке регистрации юридических лиц. Теперь предпринимателю не нужно неделями обивать пороги Регистрационной палаты, проходить через юридическую проверку документов. Действует принцип "одного окна" - документы о регистрации фирмы или об изменении ее учредительных документов просто подаются в налоговую инспекцию. Причем инспекция не обязана проверять, что и кто там ей подал, - ее дело внести соответствующие записи. В результате появилось рейдерство.
Схема очень проста. В налоговую инспекцию приходит некая личность и предъявляет, к примеру, протокол собрания акционеров, заверенный печатью и подписями, похожими на подлинные (проблем с их изготовлением, как все знают, никаких). Из протокола следует, что данный гражданин, какой-нибудь Федька Косой, избран или назначен генеральным директором предприятия, которое стоит на учете в этой налоговой инспекции. Чиновники вносят в документы соответствующую запись. После чего новый директор в тот же день продает все недвижимое и движимое имущество предприятия фирме, которой руководит какая-нибудь Манька Облигация. Она перепродает имущественный комплекс еще одному столь же авторитетному бизнесмену - и далее по цепочке. Причем настоящее руководство предприятия ни о чем не подозревает вплоть до того момента, пока в приемной не появляется - в сопровождении судебных приставов и милицейского эскорта - новый "законный собственник", который и просит всех посторонних покинуть территорию.
Лишившиеся в одночасье многомиллионного бизнеса (мелочевкой рейдеры не занимаются) пострадавшие бегут в милицию, прокуратуру, суд, но везде получают ответ, что они по документам никто, а предприятием владеют законные хозяева. И вообще в споры хозяйствующих субъектов милиция не вмешивается. Шанс появляется, если удается добиться возбуждения уголовного дела. Но исход его неясен. Новый владелец утверждает, что он - добросовестный покупатель. Фирма Маньки Облигации к этому времени уже ликвидирована, а Федька Косой уехал за границу. В любом случае владелец-рейдер ничем не рискует: если захваченную компанию все же вернут прежним владельцам, он, как добросовестный покупатель, имеет право на возмещение убытков за счет государства.
Стоит добавить, что рейдеров, судя по спискам объектов для захвата, интересует не бизнес (хозяйственными делами они не склонны заниматься), а только недвижимость.
БЕЗ "КРЫШИ" РЕЙДЕРАМ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО
Разумеется, если, уяснив приведенную выше схему захвата, рейдерством попытается заняться гражданин без "крыши" (во всех значениях этого слова), он вылетит из налоговой со своими липовыми бумагами впереди собственного визга. Там ведь не дураки сидят. В районных налоговых, как правило, знают ситуацию в подведомственных предприятиях - кто директор, кто владельцы, имеют и телефоны приемной и бухгалтерии, так что легко могут навести справки.
Рейдерство порождено не столько новым законом, сколько далеко не новым явлением - коррупцией в государственных службах. Получая "на халяву", за липовые бумажки, миллионы долларов, рейдеры спокойно могут часть своего "приза" - один, два, три миллиона долларов - пустить на подкуп (хотя обычно хватает куда меньшей суммы).
ПРИ ЧЕМ ТУТ ВОДНАЯ ПРОКУРАТУРА?
В качестве иллюстрации расскажем об одном реальном захвате. Уголовное дело по нему имеет шанс на успех - потому что передано от местных следователей в Москву. Благо слишком многое указывает на участие в нем местных милицейских (и не только) служб...
Фрунзенский плодоовощной комбинат когда-то считался окраиной города - он в самом конце Софийской улицы, но теперь рядом с ним проложена кольцевая автодорога, с другой стороны подступает жилая застройка. Земля здесь стоит как минимум 1-2 миллиона долларов за гектар, а комбинат занял целых 11 га.
Минувшим летом сюда прибыла милицейская бригада - проверить некую жалобу о нарушении санитарных правил хранения овощей. "Эпидемиологи в погонах" лишь мельком осмотрели склады и территорию. Сразу после этого они потребовали подлинники (!) всех учредительных документов, документов о праве собственности, земельных договоров. Потребовали от директора все печати и штампы, заставили сделать десяток оттисков на чистом листе и поставить несколько росписей. Все это забрали с собой - "для выяснения". На вопрос директора, какое отношение это имеет к хранению овощей, посоветовали не оказывать сопротивления законным требованиям сотрудников милиции.
Директор еще не знал, к чему идет дело, но поделился своими опасениями о странной проверке с прокуратурой. Получил дежурную отписку: мол, милиция действовала в рамках закона.
Вскоре на базу явилась еще одна проверка, еще более странная - из бассейновой, то есть надзирающей за порядком на водном транспорте, прокуратуры. Тоже с проверкой санитарии. А при чем тут водная прокуратура? Оказывается, к ним поступила информация, что овощи с базы могли идти на питание экипажей судов - дескать, надо бы проверить... Но и этих проверяющих тоже интересовали в первую очередь учредительные документы.
Никаких санитарных нарушений контролеры не выявили.
Все это было в июле-августе. А в начале октября в ночь с пятницы на субботу директору позвонили с проходной: приехали вооруженная автоматами милиция, судебный пристав и какой-то человек, называющий себя владельцем предприятия. Они выламывают двери и заняли его кабинет.
Как впоследствии выяснилось, "новый владелец" - молодой еще человек (тридцати нет), но уже имеющий судимость. Предприятие, у которого только земля стоит больше 10 миллионов долларов, он, разумеется законным образом, на днях купил у какой-то фирмы за 10 тысяч рублей. И предчувствуя, что засевшие на базе наглые самозванцы просто так его не впустят, заручился решением суда, помощью судебных приставов и милиции - на случай, если здесь будет вооруженная охрана.
НЕ НА ТОГО НАПАЛИ
Той же осенью аналогичным образом был захвачен престижный горнолыжный курорт в Ленинградской области "Красное озеро". Некий питерский гражданин, получив на месяц регистрацию в одном из городков Московской области, там же, по месту жительства, обратился к мировому судье. Предъявил какую-то "выписку из реестра", из которой следовало, что он - полновластный владелец этого курорта, и требует привлечь к ответственности другого питерского гражданина, которого он назначил директором курорта, а тот не выполняет своих обязанностей. "Директор" охотно явился к судье и объяснил, что ему мешают приступить к обязанностям какие-то люди, почему-то считающие себя администрацией курорта. Судья выписал исполнительный лист, а судебные приставы Приозерского района с готовностью вселили "законного" директора в руководящий кабинет.
Этот случай закончился для рейдеров неудачей - не с теми связались. Курортом владеет солидная компания, имеющая хорошую репутацию, весомый финансовый ресурс и поддержку областного правительства. Но все равно, чтобы разоблачить грубо состряпанную рейдерскую липу, понадобилось три месяца судебных и прочих тяжб. А за это время новый директор успел наделать дел.
ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
В Москве, где эта напасть появилась на год раньше, создали управление экономической безопасности, сотрудники которого выезжают на объекты по первому звонку - просто чтобы не дать захватчикам и их группам поддержки - приставам, милиции, частным охранникам - завладеть помещениями, печатями и документами, притормозить процесс, потому что "выкуривать" уже вселившихся захватчиков намного труднее. С опозданием, но этот же вариант выбрали и в Петербурге - на днях у нас объявили о создании межведомственного совета по экономической безопасности под руководством вице-губернатора Осеевского. Проведено очередное совещание и в городской прокуратуре. Узнав об этом, встревоженный петербургский бизнес слегка успокоился (власть заступится!). Но, наверное, преждевременно.
Город все еще беззащитен перед мафиозным ноу-хау. Универсальных приемов против рейдерства нет и не будет до тех пор, пока вопрос подкупа милиционера и налоговика будет зависеть только от размера взятки.