ОДИССЕЯ ТОВАРИЩА БЕНДЕРА В СТРАНЕ БОЛЬШЕВИКОВ
Первый канал показал премьеру сериала "Золотой теленок".<br>
Замеры аудитории показали: сериал постоянно смотрели не менее четверти населения, включавшего свои телевизоры в день показа очередной серии "Золотого теленка". Интерес подогревала и возможность сравнения телеверсии романа мало кому известной Ульяны Шилкиной с киноверсиями Михаила Швейцера и Василия Пичула. Дополнительным стимулом стало заранее проанонсированное исполнение роли Остапа Ибрагимовича Берта-Мария Бендер-бея Олегом Меньшиковым.
Стоило больших усилий и автору этих строк предать забвению увиденное раньше. В конце концов, более продуктивным мне кажется сравнение сериала с самим романом, нежели с разными его версиями. Тем более что на экран был перенесен практически весь текст Ильфа и Петрова вплоть до прежде изъятых цензурой фрагментов. Здесь-то и поджидал зрителей подвох. Они думали, что знают роман, а оказалось, что роман большинство из нас помнит по фильму с участием Сергея Юрского. И от того-то некоторые эпизоды новой версии показались странными и случайными в сюжетосложении "Золотого теленка".
Раздерганный на цитаты и афоризмы текст романа в версии Шилкиной все-таки заблестел как старая вещь после химчистки. Он добросовестно разыгран всеми исполнителями, которые вполне резонно играют не только свои роли, но и короля, каковым явился в сериале Бендер-Меньшиков. Этот герой более меланхоличен, менее суетлив. Он - романтик, у которого с советской властью идейные разногласия. При этом он чтит уголовный кодекс, не лезет за словом в карман и твердо идет к намеченной цели - обретению миллиона. Порою он любуется собою, как художник, написавший удачную картину. Природный артистизм Меньшикова стал артистизмом его персонажа.
При ТАКОМ главном герое вряд ли могли появиться иные члены его команды: Балаганов (Никита Тятенков), Паниковский (Лев Окунев) и Козлевич (Дмитрий Назаров). Каждый из них хорош по-своему, но надо помнить и о том, что именно Козлевичу режиссером доверен финал фильма - бракосочетание Остапа и Зоси (Ольга Красько), что в принципе не противоречит смыслу романа. Но вряд ли столь благостная развязка может закончить одиссею товарища Бендера по необъятным просторам Страны Советов. У него нет миллиона, который был получен им от гражданина Корейко (Алексей Девотченко). Мечты о Рио-де-Жанейро так и остались мечтами. Грустно жить на свете, господа!
Впрочем, Ульяна Шилкина прекрасно осознавала опасность превращения сериала в развернутую авантюрно-мелодраматическую историю. Комизм текста был отдан ею на откуп актерам, которые в ряде случаев произносят его так вкусно, что эстетические слюнки текут. Особенно хорош Васисуалий Лоханкин в бенефисном исполнении Михаила Ефремова.
Странное дело: роман, лишенный в нынешней экранной версии многочисленных "фиг в кармане" и полунамеков на критику существующей действительности, оказался не очень-то смешным. Ирония, которую мы с детства чтим и лелеем как воспоминание о книге Ильфа и Петрова, будто переданной нам в наследство нашими родителями, в "Золотом теленке" Шилкиной улетучилась. Смеяться не хочется - хочется подумать.
Апелляция к памяти и юношеским впечатлениям от прочитанных текстов Ильфа и Петрова бессмысленна. Дилогия о Бендере сочинялась на переломе конкретной исторической эпохи. Наше поколение прочитало ее совсем в иную эпоху как документ о том, что было раньше. А ныне роман зазвучал с экрана как некое почти памфлетное сочинение. Как-будто специально Ильф и Петров сочинили, а режиссер Шилкина озвучила в сериале монолог Остапа о воображаемом взятии Копенгагена мусульманским войском. Вот вам и неожиданная "гримаса" классического и знакомого до боли культового текста!
Пройдет совсем немного времени, и мы - уверен - вновь услышим в нашем словесном общении фразы из романа, воскрешенные нынешним телевидением с помощью фильма. Судьба играет человеком, а человек играет на трубе! Именно этот меланхолический афоризм так хорошо описывает то, что происходит с людьми, которые не нашли своего места в жизни. Остап Бендер в экранной версии "Золотого теленка" как раз и оказался таким лишним человеком с весьма туманными перспективами. Но это уже совсем другая история...