УДАРИМ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ ТРАМ-ТРЕКОМ

Через четыре года над Петербургом проложат "воздушное метро".<br>

В 2010 году ряд городских улиц и проспектов приобретет авангардно-конструктивистский облик. Вдоль них протянутся эстакады примерно семиметровой высоты. Под полупрозрачными чехлами наверху будут расположены два железнодорожных пути, по которым со скоростью до 80 километров в час будут носиться поезда из нескольких вагонов. Предполагается построить 4 линии, которые охватят все районы города, причем по своему расположению они будут заменой отсутствующей кольцевой линии метро. Систему называют то "надземным экспрессом", то "воздушным метро", то распространенным за рубежом термином "трам-трек". Как бы ни отнеслись горожане к новшеству, вопрос решен - надземный экспресс предусмотрен Генеральным планом развития города и работа идет полным ходом. Канадцев подвели большие запросы Идея использовать зарубежный опыт и решить проблему пассажиропотоков родилась из-за нехватки средств на строительство необходимого количества станций метрополитена еще в конце 80-х годов. Ясно, что строительство сооружений для скоростного трамвая обойдется гораздо дешевле. Но в постперестроечные времена было не до масштабных проектов. Об идее вспомнили в 1998 году. Вышло распоряжение губернатора Яковлева "О проекте внедрения в Санкт-Петербурге нового вида пассажирского транспорта "надземный экспресс", где предписывалось разработать бизнес-план, что было и сделано ЗАО "Лен-промтранспроект". Затем в 2000 году создали коммерческую организацию "Надземный экспресс", на которую возложили функции заказчика на проектирование и строительство. Был выбран инвестор - канадская фирма "Бомбардье" (Bombardier Inc.) - один из мировых лидеров по производству трам-треков. Канадская фирма развернула в городе бурную деятельность и уже в 2003 году готова была начать строительство. Но при новой администрации - в начале 2004 года - договор был расторгнут. В этом виновата прежде всего сама "Бомбардье". Стараниями канадцев заявленная в начале проектирования сумма строительства в 200 миллионов долларов возросла до 500 миллионов, а затем еще в 2 раза. - Для города это было бы не только дорого, но и неприемлемо. Удорожанию способствовало желание "Бомбардье" поставлять собственный подвижной состав, производителем которого фирма и является. Стратегически это нашему городу не выгодно, - рассказывает начальник отдела экспертной оценки проектов комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) Павел Бруссер. Поэтому договор с "Бомбардье" был расторгнут в начале 2004 года. Цена вопроса - 500 миллионов долларов Администрация города стала искать квалифицированного консультанта, который смог бы определить, какой подвижной состав, какая технология строительства трассы приемлемы именно для климатических условий нашего города и как минимизировать затраты. Основным условием выбора стала неаффилированность с производством подвижного состава. Его изначально было решено производить на петербургских предприятиях. Такую компанию выбрали осенью прошлого года. Это тоже канадская фирма- "СНС-Лавалин" (SNC lavalin). Она занимает первые места в мировом рейтинге технических консультантов, может выполнить все стадии проекта и, так же как "Бомбардье", поставлять подвижной состав и строить трассы. Но городская администрация отвела фирме только одну задачу - сделать технико-экономическое обоснование проекта. Инвестиционный конкурс будет объявлен летом. Пока по причине коммерческой тайны потенциальные инвесторы не называются, но, как сообщил Павел Бруссер, помимо крупных российских компаний интерес проявляют японские и европейские. Одновременно будет идти поиск производителей подвижного состава. Строительство планируется начать в I квартале 2008 года и к 2010 году будет построено несколько станций. Трасса пойдет от "Балтийской жемчужины", далее по улице Пионерстроя, протянется параллельно проспекту Ветеранов, свернет на Бульвар Новаторов, потом на Дачный проспект, пересечет железнодорожные пути, выйдет к Предпортовой улице, затем к Дунайскому проспекту и закончится у станции метро "Обухово". Правда, направление трассы может быть незначительно изменено в процессе проектирования. Ориентировочная протяженность дороги - 28 километров. Она охватит 5 районов, количество станций не определено, но примерно их будет 15. Они расположатся рядом со станциями метро и крупными пассажирскими узлами. Надземный экспресс будет состоять из 2 вагонов, в которых смогут разместиться примерно 450 пассажиров (впрочем, и эти параметры могут еще измениться). Его средняя скорость составит около 50 километров в час, что в три раза превышает среднюю скорость наземного транспорта. Надземный экспресс сможет перевозить до 30 тысяч человек в час - это сравнимо с пассажиропотоком в метро. Максимальный интервал движения в час пик предполагается сделать не более 3 минут. Добраться, например, из Сосновой Поляны в Обухово можно будет минут за 15-20, сейчас на это уходит полтора- два часа. При цене билета, которую собираются сделать не выше, чем на маршрутке, срок окупаемости проекта составит порядка 12-15 лет. Отметим, что это только первая линия, в Генеральном плане намечены еще три, которые охватят весь город. Время начала их строительства пока не определено. Покой уже не снится По всей видимости, проект встретит серьезное сопротивление населения. "Представьте себе, что метрах в 10 от ваших окон возведут 7-метровую эстакаду, а это вместе с поездом высота 4-5-го этажа. И с нее большее время суток будет слышен шум пробегающих поездов, причем шум периодический, который раздражает больше, чем постоянный. Хотя нас уверяют, что экспресс бесшумный, не верится, что будет абсолютная тишина. Я не противник экспресса в принципе, но не хочу, чтобы трасса пролегала рядом с моим домом", - рассказывает Ева Нахимовская, жительница одного из домов по бульвару Новаторов. Но городу нужно решать проблему пассажиропотоков, и сквозная кольцевая линия трам-трека - оптимальный (если брать только технический аспект) вариант. На кольцевую линию метро не хватит средств еще долгое время. А тут и проект готов, и инвесторы найдутся. Вероятнее всего, организаторам проекта придется искать компромиссы с населением и с "заинтересованными лицами".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.