ЧУЖАЯ РОДНЯ
Фокус с подменой товара происходит на глазах покупателей.<br>
Обман никто не скрывает, но - большинство посетителей магазинов его в упор не видят. Чай "Гита" или "Принцесса Гита" - какая разница, коробки-то внешне почти неотличимы. Но это продукция двух разных фирм: "Принцесса Гита" - от "Орими Трейд", а "Гита" - "Компании "Май".
Так бы мы и принимали два разных (в том числе по качеству) чая за один, но в Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу и Ленинградской области поступило заявление от компании "Орими Трейд", для которой явление товарного близнеца обернулось резким снижением доходов.
Случай типичный - пояснила начальник отдела противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Мария Кондратенко. По ее словам, суть хитрости в том, что фирма, начинающая продвигать на рынок какой-то товар, использует для этого уже "продвинутый" брэнд соперников. Привычное покупателю название такого же рода продукта полностью присваивать нельзя, потому оно меняется - хотя бы слегка. В азиатских странах на маленьких фабричках выпускают кроссовки "Адидос", парфюм "Шинель"... У нас вот взялись за чай. Дизайн новой упаковки товара-подмены выполняется максимально схожим с образцом оригинала, но тоже не до конца. Чтобы, с одной стороны, явно противозаконного плагиата не получилось, но, с другой, покупатель мог бы во всегдашней спешке вполне принять за свое давнее предпочтение рыночного новичка. А если еще и цену чуть занизить - успех гарантирован. Причем он выходит в таких случаях даже двойной. Не только в момент решается проблема своей "раскрутки" за счет чужой, но еще и преуспевавший только что соперник начинает немедленно терпеть убытки.
Работа тонкая. После того как она стала предметом внимания антимонопольного управления, ответчик - "Компания "Май", вспомнив, что лучшая оборона - это наступление, обратилась со встречной жалобой на нарушение фирмой "Орими Трейд" закона "О конкуренции..." По их версии "приоритет на словесный товарный знак "Гита" принадлежит как раз компании "Май", старейшей на чайном рынке РФ".
Это, рассказала Мария Кондратенко, был главный контрдовод ответчика. Роспатент действительно зарегистрировал тот знак. Но после обстоятельных исследований по встречным заявлениям сотрудники управления выяснили, что "Орими Трейд" почти на 4 года раньше компании "Май" "введен в оборот чай в упаковках с товарным знаком "Принцесса Гита", выполненных в бордово-красных, оранжево-черных и оранжево-золотистых тонах...".
В последние годы мы привыкли все мерить деньгами. И суды, вынося свои решения по такого рода спорам, определяя ущерб, обычно не дают этической оценки ситуации. Иное дело - антимонопольная служба. Ее задача - не просто исправлять нарушения, а содействовать становлению цивилизованного рынка. А для этого нужны не только штрафы, который заплатил и забыл, а именно этическая оценка. И она вынесена: "Действия ОАО "Компания "Май"... противоречат обычаям делового оборота, принципам добропорядочности и справедливости...".
Петербургская ФАС выдала предписание "Компании "Май" прекратить продажу чая в упаковках, которые путают с принадлежащими изначальным правообладателям товарного знака. От адресатов, как сказали в управлении, получено извещение: предписание исполнено. Материально фирму не наказали. Но вряд ли она будет впредь обманывать покупателей.