ЯПОНСКИЕ МУЛЬТИКИ ДЕЛАЮТСЯ В "СУМАСШЕДШЕМ ДОМЕ"

Живая икона анимации - о мировой культуре и русских художниках.<br>

В Доме кино прошел фестиваль японских полнометражных фильмов в жанре аниме. Событие вызвало ажиотажный интерес публики не столько программой показов, сколько присутствием Маруямы Масао - живой иконы жанра, владельца и продюсера одной из старейших классических японских анимационных студий "Мэдхаус". Японский "Сумасшедший дом" (так по-русски звучит название студии) был создан в 1972 году несколькими сотрудниками обанкротившейся анимационной студии Mushi Productions - в это трудно поверить, но тогда не было спроса на рисованные ленты. За три десятилетия своей работы "Мэдхаус" и Маруяма сделали для мирового триумфа аниме примерно то же, что Дмитрий Менделеев - для аналитической химии. С тех пор "Мэдхаус" высоко держит марку, обеспечивая высокое качество графики и внимание к каждой детали производства аниме. Маруяма Масао - гость нашей газеты. - Аниме сейчас такой же символ Японии, как иена, суши и сумо. Что стало главным побудительным мотивом для начала роста индустрии аниме 30 лет назад? - Несколько факторов благополучно сложились в одну картинку. Во-первых, лавинообразное развитие телевидения. Именно оно буквально в один год стало главным заказчиком и потребителем аниме. Новых фильмов требовалось столько, что каждую неделю надо было выдавать новый проект. Сделать такой объем новинок на основе прежней классической технологии 24 кадра в секунду было попросту невозможно. Выход был найден в уменьшении количества кадров в три раза - до 8 в секунду. Это привело к более резкому, угловатому движению персонажей. Одновременно с этим была максимально упрощена "биомеханика": эмоции, чувства художники старались передавать только через выражение лиц. - Феномен аниме - сугубо японский? Или его повторение возможно в другой стране? Например, в России. - Нет, не исключительно японский. При всем разнообразии культурных проявлений различных стран и народов в современном мире не представляется возможным говорить об их исключительном положении. Есть некий культурный код, понятный без разъяснения в большинстве стран. В наших аниме упоминается Федор Достоевcкий, звучит музыка Малера - и все это отлично понимается в Японии, где ни писатель, ни композитор никогда не были. Что касается России, то я не досконально знаю ситуацию. Однако телевидение у вас определенно набирает обороты. Российские телеканалы закупают сериалы аниме. Кроме того, в России уже существует несколько небольших студий, делающих в том числе и аниме. Имея художников уровня Норштейна, я бы не опасался за завтрашний день. - Производство аниме с его упрощенной традицией передачи движений - это дорогое удовольствие? Сколько стоит производство полнометражного аниме уровня показанных на фестивале полуторачасовых "Токийских крестных отцов"? - Мы стараемся не объявлять смету наших фильмов. Потому что после нескольких наших заявлений на эту тему в Японии сказали: "О, как это дешево!" А в Европе: "Ужас, как это дорого!" Вообще "дельта" бюджетов такова: довольно простой аниме обходится в миллиард иен, более сложный, относящийся к категории "арт", - до четырех миллиардов. (8,5-25 миллионов долларов соответственно. - Авт.). - Несколько лет назад в России шла горячая дискуссия о возможности широкого использования компьютерных технологий при производстве высокохудожественной мультипликации. Итог обсуждения: качественная продукция возможна только при ручном (hand made) производстве. Компьютер убивает аниматора. Вы согласны? - В целом - да. Традиция японского производства аниме - это подавляющее, процентов на 90, использование ручного труда. Все рисуется руками, а компьютер используем только на стадии обработки изображений, монтажа, сведения, озвучания. В Голливуде все и всё рисуют на компьютерах. Но это не значит, что у этой продукции нет своего зрителя, своих поклонников. - Почему на российское ТВ попадают мультсериалы, небезупречные как по содержательной составляющей, так и по качеству прокатной копии? - Исторически сложилось так, что ни одна японская студия аниме не продает свои фильмы сама. Это делают посреднические структуры. И поэтому, к огромному сожалению, мы никак не можем повлиять на то, что именно и в каком качестве продается по миру. Я был бы очень рад, если бы только создающиеся студии сразу поставили дело без посредников. - Говоря о небезупречности содержания, мы прежде всего имеем в виду агрессивность поступков рисованных героев. Как этот вопрос регламентируется на родине аниме? - Никакого разрешительного органа не существует. В каждом конкретном случае - показывать или не показывать - решение принимает телеканал. Но у нас в обязательном порядке перед началом показа сериала на экране телевизора появляется предупреждение: фильм рекомендован к показу для такой-то возрастной категории. Некоторые аниме рекомендовано смотреть детям только вместе со взрослыми. - Существует ли мода на жанры, сюжеты, графические решения? И как часто она меняется? - Примерно каждые 10 лет происходит глобальная смена приоритетов. В середине-конце 90-х самыми актуальными были аниме про роботов - их было сделано огромное количество, тысячи названий. Потом роботы отошли на задний план, а сегодня их никто особо не снимает. В настоящее время самыми востребованными являются фильмы с сюжетными историями про жизнь простых людей. Пройдет немного времени - все начнут снимать фильмы про самураев, про динозавров или про космические эпопеи типа "Звездных войн". Сейчас я бы не взялся прогнозировать, про что именно. За время работы в "Мэдхаусе" Маруяма Масао спродюсировал десятки работ, ставших классикой жанра аниме. Это полнометражные аниме: "Юнико" (1979), "Босоногий Гэн" (1983), "Божественный меч" (1985), "Идеальная синева" (1997), "Ди - охотник на вампиров" (2000), "Метрополис" (2001), а также сериалы "Явара!" (1989-1992), "Сакура - собирательница карт" (1998-2000), "Тригун" (1998), "Мастер Китон" (1998-1999) и др.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.