ПОПСА ВСЕЯ РУСИ

Она "подсела" на фонограмму, как на наркотик<br>

Недавно вся страна с подачи депутатов Госдумы живо обсуждала проблему фонограммного пения наших эстрадных звезд. Национальная дискуссия продлилась полгода и закончилась ничем. К закону "О защите прав потребителей" была принята декларативная по сути поправка, которая объявляет фонограммное пение делом плохим, а также фактически просит исполнителя по его доброй воле этим впредь не баловаться. Когда готовилось принятие этого ужасно смелого законотворческого решения, специально для думцев был подготовлен аналитический обзор, который описывал ряд главных параметров современной российской эстрады. Так вот, согласно экспертному заключению, от 80 до 95% всех проходящих в крупных городах (с населением более миллиона человек) концертных выступлений является чистой воды фикцией: во время выступления артист (артистка) просто открывает рот. Практикующие люди шоу-бизнеса - продюсеры, звукорежиссеры, композиторы и аранжировщики - называют даже более высокие цифры, вплоть до 99%. Как бы то ни было, но и из "минимальных" 80% видно, что эстрадный обман распространен в России повсеместно. "Мамой" отечественного фонограммного пения почему-то чаще других называют Софию Михайловну Ротару. Правда это или злые домыслы врагов, сейчас за давностью лет уже не проверишь - во времена творческой молодости певицы на эстраде было немало других заметных фигур. Однако доподлинно известно, что еще в 1983 году (а это почти четверть века тому назад) Ротару и ее ансамбль давали по 40-50 концертов в месяц - причем исключительно сольных. Считается, что культура фонограммного пения в России начала формироваться в начале 70-х годов - в тот самый момент, когда наших артистов стали понемногу выпускать на зарубежные гастроли. Ответственность посланца мира победившего социализма перед идейными противниками была так высока, что чиновники, не доверяясь изменчивой природе человеческого дарования, требовали 100-процентной гарантии успеха. Через пение под фонограмму, разумеется. Фонограммное сознание в его нынешнем виде стало оформляться лет на 10 лет позже. И связывать его есть смысл не с коммунистической моралью (хотя это сейчас и модно), а с развитием телевидения. До сих пор все концертные номера, которые мы видим на ТВ, все песни года, юрмалы, славянские базары и дни милиции - это на 100% гарантированное пение под фонограмму. Считается, что такова технология производства телепродукции, и ничего тут не поделаешь. В том, что это не так, лучше всех убеждают прошлые и нынешние телевизионные работы Дмитрия Диброва ("Антропология", "ПроСВЕТ" и др.). "Живое" пение и музицирование в них просто отменного качества. Именно на телевидении во время записи концертных выступлений сотни, если не тысячи, певцов и певиц прошли курсы "ликбеза" открывания рта под записанную на студии песню. Еще через 10 лет (то есть в наши дни) телевидение стало главной кузницей кадров не только не умеющих петь, но и не делавших этого по-настоящему ни разу в жизни. Первое, что бросается в глаза при взгляде на нашу эстраду, - ее кукольный, не похожий на жизнь вид. Более убогое зрелище трудно себе представить, ибо эта публика уже лет десять как не способна даже подражать западным коллегам. Раньше как было? Первые продюсеры брали образ западной поп-звезды и создавали ее отечественную упрощенную копию. Классические примеры: группа Depeche Mode - группа "Технология", Том Джонс (Tom Johnes) - Александр Серов, группа Modern Talking - группа "Маки". Теперь не надо даже копировать, достаточно делать "свое": девочки посмазливее и подлинноногее, ужимки пораспутнее, тексты погрязнее и подебильнее. И - много, очень много денег на раскрутку. Чтобы получить деньги еще большие. И так - пока не кончится этот кошмарный сон. Никто из них не живет с продажи своих дисков, то есть, собственно, никто не зарабатывает на музыке. Вся наша поп-индустрия зарабатывает на концертах. На Западе ситуация обратная: основная часть дохода музыкантов - диски. Концерты нужны скорее для поддержания формы (есть множество популярных исполнителей, которые вообще концертов не дают) или для рекламы нового альбома. И дело здесь не в низкой платежеспособности нашего населения и даже не в его сомнительных вкусах. Дело в самой сути происходящего: если на Западе мы видим худо-бедно взаимодействующие спрос и предложение, то у нас - явно доминирующее предложение. Наш шоу-бизнес - это "культурно-массовые мероприятия", на которых, собственно, все равно, кто именно поет под фонограмму. Посредством ТВ исполнитель навязывается населению. Население идет на концерт и платит за навязанную ему пустышку. Трудно припомнить кого-то, кто бы сделал карьеру за счет признания публики. На ум приходят Витас, Земфира, Пелагея и... все. Конечно, и на Западе шоу-бизнес "придумывает" исполнителей, вытягивает их популярность через свадьбы-разводы, скандалы и демонстрацию всяческих пороков. Но звездами такие люди не становятся. Звезда любого жанра имеет незаурядные качества и по справедливости признается лидером, элитой. Та же (прости, Господи!) Бритни Спирс не только блестяще создает образ инфантильной блондинки-тугодумки, но и поет вживую, умудряясь при этом скакать по сцене как коза. Да и песни неплохие, между прочим, иногда сама пишет... САМЫЕ ГРОМКИЕ ФОНОГРАММНЫЕ СКАНДАЛЫ Безусловная эстрадная мегазвезда Мадонна во время своего мирового турне 1989 года пережила не самые лучшие дни. Критики каким-то образом разнюхали, что в некоторых песнях некоторые куплеты якобы исполнялись с использованием вокальной фонограммы. Скандал был замят. На пике карьеры в середине 90-х сестра "того самого" Майкла Джексона Джанет не единожды слышала обвинения в свой адрес в использовании фонограммы на концертах. Однако все возрастающая истерия вокруг экстравагантного братца отвлекла репортеров от вспыхнувшего было скандала. Короли "интеллектуального диско" - английский дуэт Pet Shop Boys - довольно желчно острили по поводу тех своих коллег, которые по мелочи грешили с фонограммой. Но однажды на "фанере" погорели сами PSB. Ситуацию спасло то, что концерт носил благотворительный характер и был бесплатным. Однако самый громкий фонограммный скандал разразился вокруг немецкого дуэта Milli Vanilli. Тогда выяснилось, что на студийных записях звучат голоса не участников дуэта, а совсем других людей. После этого дуэт вынужден был вернуть полученную в 1990 году награду "Грэмми", а в 1998 году один из участников дуэта Роб Пилатус умер от передозировки наркотиков и алкоголя. Музыкантов-фонограммщиков никто не брал на работу даже в качестве ресторанных таперов. В 1999 году на московском концерте некогда популярной австрийской поп-группы Joy у солиста из рук вывалился микрофон. Каково же было изумление забитого под завязку зала, когда из динамиков как ни в чем не бывало продолжила литься сладкая, как патока, песенка. Видеозапись инцидента показали на ТВ, гастрольный тур был сорван. ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ "ФАНЕРНОГО" ШОУ Несложные рекомендации по выявлению "дискотеки" под магнитофон за 700 (1800 рублей) с человека. Концерт наверняка будет фонограммным целиком или в большей части, если за последний месяц вы видели клип этого исполнителя по телевизору более двух раз и рекламу предстоящего концерта - более трех раз. Еще недавно этот исполнитель был актером, танцором, стилистом, визажистом, моделью, модным писателем, а потом вдруг в один день взял и - хоп, запел. Клипы исполнителя сняты так, что невозможно рассмотреть и запомнить его лицо. По отрывкам из его концертных выступлений можно заметить, что он всегда выступает с подтанцовкой и никогда - с бэк-вокалом (т. н. подпевкой). Реклама его концертов назойлива и агрессивна. За последние два года этот исполнитель спел только одну песню, попавшую в ротацию на радио и ТВ. На афише значится название его главного хита. В рекламных материалах предстоящего выступления (афиши, ролики, перетяжки) исполнитель предстает в подчеркнуто чувственном, сексуально привлекательном виде. Ваш знакомый (коллега, родственник) уже был на концерте этого исполнителя и с особым восторгом отмечал, что певец отработал всю программу без антракта. Вы не можете вспомнить ни одного названия диска, выпущенного этим исполнителем. Долгое время его было не видать, не слыхать, а сейчас по телевизору крутится одна его песня с привязчивым мотивом. Он (она, они) дает сразу пару концертов в день - дневной и вечерний. Его (ее, их) гастроли в городе продлятся более двух дней. Исполнитель или группа приезжает на гастроли в ваш город с небольшими (менее полугода) интервалами времени. Исполнитель постоянно упоминается как персонаж светской хроники. Недавно он развелся (поженился, снялся в телесериале или реалити-шоу, построил загородную виллу, разбил новенький "бентли", съездил к далай-ламе) - и обо всем этом рассказали на радио или по ТВ. СЕГОДНЯ КОМАНДУЮТ ДЕНЬГИ, А У ТАЛАНТОВ ИХ НЕТ Александр Скляр, лидер группы "Ва-банкъ": - Я на профессиональной сцене уже 20 лет. И, как и большинство моих коллег по цеху, очень плохо отношусь к тем артистам, которые допускают неуважение к аудитории, к своим зрителям в виде исполнения песен под фонограмму. Мне совершенно неинтересно, какие доводы приводят в свою защиту противники этой точки зрения. Чаще всего это люди, которые или не умеют петь вообще, или защищают для себя возможность выступать под фонограмму потому, что они неуважительно относятся к своей аудитории. Это очень печально. Если бы старые мастера эстрадной школы имели бы возможность сейчас прокомментировать то, что говорят защитники пения под фонограмму, то я думаю, что им просто было бы неловко это выслушивать. Все разговоры о том, что аппаратура недостаточного качества, что аудитории все равно, потому что она пришла на шоу, - это чистой воды блеф, не верьте этому. Как раз нужно ввести такой закон! Иосиф Кобзон, депутат Госдумы: Как доказать, что певец поет не сам? Прийти к звукорежиссерскому пульту и арестовать, как это делают налоговые службы, всю документацию, выраженную в фонограммах и технических средствах, и доказать, что исполнитель в данном случае выступал под фонограмму. Арестовываются аудионосители и воспроизводящие устройства, и экспертиза показывает, что они были в работе. А дальше штрафуются исполнитель и концертный зал. В следующий раз уже зал потребует контроля. И почувствует исполнитель: серьезное наказание достаточно. Если они попадутся во второй раз, то третьего раза уже не будет. Долго, неприятно, конфликтно, скандально будет это проходить. Но это сделать необходимо. Кстати, в Белоруссии закон, запрещающий работать под фонограмму, действует уже пять лет. Наверное, в России мы не завтра увидим действие этого закона, и не послезавтра, но все это идет в общую нравственную копилку. Александр Новиков, певец, композитор, член Общественной палаты России: - Бороться с фонограммой - это все равно что бороться с публичными домами путем запрещения вывешивания красных фонарей. Они борются с атрибутикой, со следствием. Нужно бороться с причинами. А причина - не исполняется закон об охране интеллектуальной собственности. Я в этом убежден. Самое главное достояние государства - это мозги. Так вот, у нас в стране мозги не имеют стимула. Самые талантливые мозги, лучшие авторы ничего не получают - ни авторских отчислений, ничего. Сегодня в телевизоре находятся те, у кого есть деньги. Поэтому люди талантливые, у которых денег нет, не могут встать в равные условия. Борис Гребенщиков, лидер группы "Аквариум": - Рокеры всегда выбирают самых безобидных божьих тварей, которые слова в свою защиту сказать не могут. Сначала протестовали против советской власти. Что она могла противопоставить этим вонючим небритым уродам, которые в угоду своей похоти, в угоду своей наркотической зависимости набросились на нее со своими грязными мыслями? Ну что ж, они своего добились - советской власти больше нет. Теперь они налетели на невинную попсу. Я очень хорошо отношусь к Юрию Юлиановичу Шевчуку. Но когда я вижу, как этот грубый, не постесняюсь этого слова, муж-чи-на со своими агрессивными песнями, со своей группой "ДДТ" (а там остальные еще хуже) начинает топтать своими ковбойскими сапожищами Алену Апину - эту голубку в белом платьице... Что тут можно сказать? Она ведь петь-то толком не научилась, русского слова не знает, защитить себя не может. Я не могу в этом участвовать.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.