ТРИ ДАНАИ И НИКАКОЙ КИСЛОТЫ
В Большом выставочном зале Союза художников (Б. Морская, 38) прошла выставка произведений монументального искусства "Стена".<br>
На выставке было представлено работ в несколько раз больше, чем значилось в каталоге. Такое становится возможным благодаря чудесной двусмысленности, присущей каждой картине, каждой скульптуре, каждому вышитому вручную панно. На картине В. Ануфриева "Оттепель" идет влажная уборка. Деревенский пейзаж отмывается от уже неуютного снега. Что под ним? Сырые голые ветки? Прошлогодний мусор? Конец февраля - начало марта? Нет. Зеленая густая листва, яркие цветы и конец мая - начало июня. Как под последними обоями. Может, точно так же удаляя за слоем слой, мы найдем тот самый прошлогодний снег, а еще глубже - наше самое любимое лето? Да вот, пожалуй, и оно, на картине Е. Корневой "Летний вечер". Дама в белом платье с длинным зонтиком и маленький мальчик в матроске на деревянной лошадке вышли на прогулку. Метель. Какое время года? Наверное, все четыре. Мало того что за каждым явлением и предметом скрывается его промежуточная суть и иные воплощения, для каждого созерцателя они - разные. Как вам кажется, может ли воображаемая птица летать? Естественно, может. Летают же Змей Горыныч и Карлсон. Дальность их полетов при необходимости бесконечна, а скорость - какая надо. Поддается ли она вычислению? Ю. Сухоруков считает, что да. Он находит зависимость устойчивости полета "Метафорической птицы" от изгиба ее крыла и особенностей хвостового оперения.
На выставке есть работы, создатели которых не ограничиваются "двусмысленностью". Действие картины С. Стародубцева "Свидание", отсылающее нас к истории "Данаи", происходит в нескольких пространствах, временах и даже сознаниях. Зритель смотрит одновременно на три картины. Первую мы видим глазами Рембрандта. Он только задумывает свою "Данаю": определены общие контуры и основные, "базовые" цвета, картина еще в будущем. На второй Стародубцев вместе с нами рассматривает древний сюжет с бытовой точки зрения. Действительно, свидание. В этом случае персонажи приобретают в том числе и современные черты. Третья, внешне совпадая с первой, находится уже в прошлом. Вспомним случай с кислотой. Она хороший растворитель не только красок, но и времени. То, что для Рембрандта было вступлением в картину, для нас - воспоминание. Он начинал с этих цветов, мы возвращаемся к ним.
А художник сделал возможным такое путешествие.