СЛАНЦЕВСКИЙ ТУПИК
С апреля прошедшего года сгусток проблем, который сегодня представляет собой город Сланцы, переродился в язву. И способ лечения ее до сих пор не определен.<br>
С послевоенных лет на сланцах, добываемых объединением "Ленинградсланец", работали Нарвские электростанции. В 1997-м был подписан межгосударственный договор, по которому Эстония ежегодно использовала до 2 миллионов тонн этого не самого модного топлива, при этом поставляя России до 1,2 миллиона кВт/час электроэнергии. Проще говоря, Россия продает Эстонии сланец, там вырабатывают из него энергию, а затем продают ее обратно в Россию.
Эта ситуация давно уже не устраивала Эстонию. Шли переговоры о переходе на денежный расчет. Причем прибалтийская соседка претендовала на увеличение цены за энергию и на снижение ее за приобретаемые сланцы. Тон этих мучительных для обеих сторон дискуссий становился все более напряженным. Эстония в конце концов пригрозила отказом от сланцевого импорта из России. Тогда-то губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков впервые вынужден был признать, что, если Эстония выполнит свои угрозы, придется закрывать шахты в Сланцах: спроса внутри России это сырье не имеет.
Стоит ли на Эстонию пенять...
Так и случилось. С 1 апреля 2005 года эстонская сторона прекратила покупать сланец. И шахты закрылись.
Правда, несколько позже директор "Ленинградсланца" Григорий Фрайман объяснил отказ эстонской стороны от договора тем, что она, мол, хотела добиться от России оплаты квот за выбросы в атмосферу вредных веществ в рамках Киотского протокола.
В самой Эстонии "сланцевое дело" тоже стало причиной шумных скандалов. К примеру, по весне министр экономики и коммуникаций Эстонии Эдгар Сависаар заявил, что договор будет возобновлен - надо-де сжалиться и оказать российским шахтерам социальную помощь. Сависаар предложил купить в 2005 году миллион тонн сланца, но по льготной цене. А полученной электроэнергией Эстония могла бы распоряжаться по своему усмотрению. Человеколюбивое предложение министра вызвало негодование в самой Эстонии. Его даже объявили агентом Москвы.
Тем временем ситуацию в городе Сланцы на всех уровнях российской власти называли кризисом. И обвиняли во всем Эстонию.
- Я не нахожу слов, чтобы описать то, как поступила с нами Эстония, - говорил летом прошлого года директор шахты "Ленинградская" Игорь Грушевский. - Почти 2000 рабочих шахты с того момента, как Нарвские электростанции перестали покупать российский сланец, не получают зарплату.
Весьма нервно восприняли в Эстонии осеннее выступление Андрея Лихачева. Он предложил Эстонии отдать "Ленэнерго" в аренду Балтийскую ГРЭС, работающую на сланцах: мол, в этом случае ее работа будет более эффективна. При этом Лихачев предположил, что остановка закупок сланца связана именно с падением эффективности Балтийской ГРЭС. Эстония оскорбилась. В официальном ответе эти предложения были названы неуместной шуткой.
Ищут давно и не могут найти
Надо признать, что руководство Ленинградской области ни к чьей совести и братскому чувству не взывало,
а пыталось найти экономический путь. Открыто было сказано, что на "Ленинградсланце" уже долгие годы рассчитывали только на областные и федеральные дотации. Что за последние десятилетия предприятие не сделало ни шагу вперед в своем развитии. Еще в начале 90-х годов был разработан проект переработки сланца в синтетическую нефть и газ. И в самом обосновании этого проекта уже стояла фраза: "Для ликвидации зависимости от Эстонии". Проект требовал около 128,5 миллиона долларов инвестиций. Срок строительства определялся в 30 месяцев, а срок окупаемости - около пяти с половиной лет. Но шахты не сочли нужным искать инвестора.
Сегодня о поиске инвесторов заговорил губернатор Сердюков. В начале ноября прошлого года администрация области договорилась с Внешторгбанком о кредитовании добычи сланцев до завершения кризиса. Однако у банка все то же условие: найдите наконец инвестора, который бы знал, что делать. С тех пор и ищут, одновременно пытаясь убедить генерального директора "Ленинградсланца" Фраймана заняться концентрацией 40 процентов распыленных акций.
В последний раз заседали в январе. И вновь - ничего определенного. В рабочем порядке вновь и вновь размышляют о возможности создания в Сланцах холдинга, в который вошли бы злополучный "Ленинградсланец" и АО "Завод "Сланцы". Когда-то, в другой экономической жизни, они и были вместе. Теперь - не только принадлежат разным структурам, но и технологически друг от друга отошли. Вернее, завод удалился от сланцевых шахт. Самым выгодным делом здесь признали развитие услуг по прокалке нефтяного кокса для металлургической промышленности и выпуск нефтеполимерных смол, которые закупает даже Германия. Эти услуги и товары пользуются спросом, а потому и инвестиционные проекты реализуются успешно, идет реконструкция здешнего оборудования. И зачем, спрашивается, развивающемуся, стабильному предприятию трагический "довесок" в виде шахт. Что с ними делать?
Никто не хотел отвечать
В общем, мучительно выдумывать, что делать с этими сланцами. Представьте себе, что вы нашли на дороге гвоздь. Вроде бы не нужен. Но выбросить жалко. Вы, как человек рачительный, просто бросите гвоздь в коробочку "до востребования". А сланцевые шахты - это гвоздь, который обязательно нужно вбить... Правда, неизвестно куда.
Может быть, проблема решаема, если не зацикливаться на шахтах, а обратить внимание на развитие или даже строительство других предприятий? К примеру, через несколько месяцев в промзоне города Сланцы вводится в эксплуатацию завод по производству стройматериалов из газобетона - ЗАО "ЕвроАэроБетон". Инвестиции составили около 15 миллионов евро (неполных 18 миллионов долларов). Сравните со 130 миллионами, которые нужны для нового запуска шахт, - за такие деньги можно построить семь новых заводов, которые будут выпускать действительно нужную продукцию!
А с шахтами нужно что-то решать. Кто-то должен взять на себя ответственность определить, нужны ли они вообще. Если наука и политики скажут, что нужны, тогда нужно выбирать проект и искать инвесторов. Если нет у сланцев будущего, тогда зачем тратить огромные деньги на содержание шахт? Дешевле будет платить шахтерам за сидение дома, пока не будут построены другие предприятия.
Но в том и беда, что пока никто не берет на себя смелость принять хоть какое-то решение. Шахты простаивают, люди живут на пособия, и сколько еще будет так продолжаться - никому не известно.
Если наука и политики скажут, что нужны, тогда нужно выбирать проект и искать инвесторов. Если нет у сланцев будущего, тогда зачем тратить огромные
деньги на содержание шахт? Дешевле будет платить шахтерам за сидение дома, пока не будут построены другие предприятия.