РЕАНИМАЦИЯ КОРОТКОГО РАССКАЗА
Известный отечественный фэнтезийный писатель Макс Фрай составил и выпустил в своем "родном" петербургском издательстве "Амфора" антологию короткого рассказа - "Секреты и сокровища".<br>
Книга имеет подзаголовок: "37 лучших рассказов 2005 года". Такое объяснение содержания не то чтобы сильно интригует (сейчас и не такое делают в целях саморекламы), но определенно останавливает взгляд.
Ведь в сложившейся системе ценностей книгоиздания позиции рассказа и новеллы не намного выше, чем у стихов. "Серьезная" и успешная на рынке книга - это даже не повесть. Это обязательно роман объемом от 14-15 печатных листов. Если же разделить количество страниц в "Секретах и сокровищах" на число авторов, получится что-то около восьми. Встречаются в книжке тексты на одну-две странички. Абсолютный рекорд принадлежит рассказу "Дорогой железный человек" писателя Сап-Са-Дэ: всего 70 слов - точно как этот абзац.
Что можно уместить на таком карликовом литературном "полотне"? Глубокие романтические отношения героя и героини? Победу положительного персонажа над всеми врагами? Поездку на курорт в Баден-Баден? Клубную вечеринку? Легко. Например, в рассказе Ксении Букша "Вышка и мост" комфортно расположился полноценный служебный роман звероподобного системного администратора банка и фламенкообразной красавицы валютной брокерши.
Представляя свой сборник в клубе "Платформа", Макс Фрай заявил, что отправной точкой истории создания "Секретов..." стали несомненные литературные достоинства текстов. И понимание того, что когда авторы рассказов все сплошь не "медийные", никому не известные персоналии - книга просто обречена на нулевой отклик у публики. "Составитель полагает, что собранные под одной обложкой рассказы действительно великолепны. Все они до сих пор нигде не были опубликованы. У меня есть возможность изменить сей печальный факт, сделать роскошный подарок читателям и отдать должное авторам", - заявил составитель на представлении новинки. Таким образом, литературный вес Макса Фрая и его собственная немаленькая "медийность" были поставлены против тотальной нераскрученности как жанра, так и авторского корпуса книги. Кто победит?
"За" - компактность произведений, уникально удобных для чтения в метро, армия горячих поклонников Фрая (и просто сочувствующих его творчеству), а также неплохой драйв большинства отобранных в сборник произведений. "Против" - очень заметная стилистическая монотонность и настроенческое однообразие текстов. Все, или почти все, авторы "Секретов и сокровищ" ведут активную творческую деятельность в пространстве интернета. А онлайновая литература имеет свои жесткие правила, которые трудно или невозможно "гармонизировать" в напечатанном книжном тексте. Конечно, до смайликов и ICQ-жаргонизмов дело не доходит. Но, случись они здесь, никакого недоумения бы не вызвали. При этом самый узкий и самый неразрешенный момент вышеозначенного поединка, скорее всего, останется без своего драматического развития: действительно ли младший и презираемый брат романа все еще сохраняет способности к жизни, или "мы потеряли его".