ТЕНДЕР НА ТВОРЦА

Виктор МИНКОВ, директор, художественный руководитель театра "Приют комедианта"<br>

Сегодня поговорим о театре. Буду задавать вопросы - ответы мне пока не получить. Мы живем напряженной жизнью: репетируем, выпускаем премьеры, радуем зрителя. Приятно ежедневно видеть полный зал, благодарные лица горожан, получающих удовольствие от наших спектаклей. Знали бы наши любимые зрители, как рождаются спектакли, как они выпускаются ("когда б вы знали, из какого сора растут стихи..."). Приоткроем немного занавес, впустим зрителя на нашу "кухню". Да, вопросы. Я их хотел задавать. Вопрос первый. Кто придумал, что мне, как руководителю театра, нужно провести тендер на творца? Непонятно? Сейчас поясню. Приглашаю я режиссера Могучего, например. Известный режиссер, обладатель всех немыслимых наград, "золотых масок", "золотых софитов". Приходит популярный режиссер - мы заказываем и покупаем у него режиссерский экземпляр пьесы. Все просто? Нет. По закону я не могу просто так купить этот экземпляр. Он должен стоить меньше, чем у еще двух других творцов. Опять не понятно? Мне тоже. Как же так? Это же авторская история. Только этот режиссер может создать именно этот режиссерский экземпляр. Нет. Я ищу еще двух творцов, у которых режиссерский экземпляр на этот спектакль будет дороже. Абсурд! Бред! Мы проводим тендер. Предложение режиссера Могучего оказывается дешевле предложения Петрова, Сидорова, которых вообще никто не знает. Смешно? Грустно. Вопрос второй. Кто придумал, что, если у меня перегорела лампа от софита, мне нужно провести тендер и определить, где эта лампа дешевле? Представляете: репетиция, прогон спектакля - перегорает софит. Вечером премьера, спектакль. Что делать? Бежать покупать, естественно! Нет. Надо найти три фирмы, где эта лампа будет стоить дешевле. Потом собрать счета, потом напечатать протокол, потом собрать комиссию (тендерную). Все должны расписаться, решить, что да, именно в этой фирме мы покупаем лампу. Дальше этот протокол, всеми подписанный, отправляется в комитет по культуре, где ставится штамп с номером контракта, и только после этого мы оплачиваем по безналичному расчету эту лампу. Ура! Проходит две недели, деньги поступили, лампа у нас. Только премьера давно уже прошла. Как выкручиваемся? Скажу. Когда эта лампа перегорела, когда порвались колготки у актрисы, когда нужно срочно купить реквизит, я даю свои собственные деньги в залог, а потом они мне возвращаются, когда деньги поступают на счет фирмы. Смешно? Грустно! Вопрос третий. Кто придумал, что деньги, которые зарабатывает театр, нужно тратить в соответствии со сметой, где много разных позиций? А если я зарабатываю больше, что должно только приветствоваться, мне нужно провести корректировку, на которую уходит больше месяца, и только тогда я могу оплатить расходы театра. Приведу пример: театр выполнил план по доходам от продажи билетов и заработал больше. Расходов всегда уйма. Вперед! Нет. Не могу тратить. Это бюджетные деньги. Надо отнести их на определенную статью, потом комитет по культуре, потом комитет финансов, потом казначейский компьютер и потом уже я смогу их потратить. Смешно? Грустно! Я и мои коллеги не получаем ответы на свои вопросы уже давно. Неужели не понятно, что у театра есть своя особая специфика, не подвластная чиновничьим директивам и установкам, есть творческий процесс, есть, наконец, достоинство и есть элементарная логика. Зачем все это делается? Не знаю. Иногда кажется, что это специально... А так мы продолжаем репетировать, продолжаем выпускать спектакли, продолжаем получать престижные награды и радовать зрителя, работая на благо города. Приходите в театр, дорогие петербуржцы. Мы и дальше будем стараться радовать вас. Иначе не можем и... не хотим.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.