ШЛЮЗЫ ВОЛГО-БАЛТА НАМНОГО ОПАСНЕЕ БАСМАННОГО РЫНКА
Из-за аварийного состояния шлюзов может произойти масштабная экологическая катастрофа.<br>
Вологодская область намерена добиваться увеличения финансирования Волго-Балта. На встрече с заместителем руководителя предприятия "Волго-Балтийские водные пути" Геннадием Айзеном губернатор Вячеслав Позгалев заявил, что будут использованы все способы, чтобы привлечь к проблеме внимание федеральных властей. Он намерен разговаривать с министрами, премьером и президентом.
На сегодня Волго-Балтийский водный путь - это самое большое в мире гидротехническое сооружение. Грузопоток на этом маршруте достигает 18 млн тонн в год. Когда в 1960-е годы Волго-Балт запускали в эксплуатацию, строители и проектировщики и представить себе не могли, что эти показатели когда-нибудь достигнут такой величины. Грузы в основном идут в сторону Балтики. Это экспортная российская нефть, лес, металл и удобрения. С каждым годом увеличивается и поток пассажиров, перевозимых туристическими судами. В 2005 году было перевезено 419 тысяч человек.
При этом, как заявляют чиновники Вологодской области, с экономической точки зрения важно не только содержание Волго-Балта как одного из важнейших водных маршрутов, но и обеспечение его безопасности. Как оказалось, все больше туристов в качестве своеобразного экстрима едут посмотреть именно на разваливающиеся железобетонные шлюзы. Специалисты предприятия "Волго-Балтийский водный путь" говорят, что в любой момент может отвалиться кусок бетонной плиты и упасть на проходящее судно. Пока подобных аварий удавалось избегать только по счастливой случайности.
Но и это не главное. Когда перепады уровня воды по всему пути составляют до 90 метров, а все 7 шлюзов уже давно пережили гарантийные сроки, не до шуток становится представителям МЧС. Если выйдет из строя створка ворот хотя бы одного из шлюзов, избежать экологической катастрофы с многочисленными человеческими жертвами вряд ли удастся.
- К сожалению, шлюз - это не рынок в Москве, - отмечает Геннадий Айзен. - И это надо всем помнить и подходить к этому со всей ответственностью. Последствия чрезвычайных ситуаций могут быть несоизмеримо большие, и восполнить потом ущерб и привести все в прежнее состояние за короткий период практически невозможно.
По законодательству финансирование содержания и реконструкции Волго-Балтийского водного пути целиком возложено на федеральный бюджет. В 2005 году объемы выплат удалось дотянуть до 60 процентов от необходимой нормы. Но, несмотря на некоторое увеличение (в 2004 году из бюджета было потрачено на Волго-Балт почти на треть меньше), восполнить недофинансирование прошлых лет пока не удается.
- Я думаю, что в этом году мы не сможем добиться революции в обеспечении реконструкции Волго-Балта. Наши надежды связаны с 2007-м. Мы должны обосновать увеличение средств хотя бы до нормативных величин или по крайней мере больших, чем нынешние 60 процентов, - отметил губернатор Вячеслав Позгалев.
Решением многих проблем Волго-Балта, по мнению чиновников, смогла бы стать передача водного пути на финансирование в регионы, по которым он проходит. Но тут может возникнуть проблема. Вложившие свои средства субъекты Федерации, понятное дело, постараются вернуть потраченное, например, введя в свой бюджет сборы за проход шлюзов, как это уже предлагалось в Вологодской области. На такие радикальные изменения российское правительство пока пойти не решается.