"ТЕРЕМ-КВАРТЕТ": "ЛАБРАДОР ПУТИНА ВЫХОДИЛА С НАМИ НА СЦЕНУ"
В год своего двадцатилетия прославленный коллектив уверяет, что находится в самом начале пути.<br>
В Большом зале Филармонии произошло событие, которого в Петербурге ждали многие. На сцене встретились два суперизвестных легендарных коллектива - оркестр "Виртуозы Москвы" и "Терем-квартет". Премьера, прошедшая в Москве месяц назад, имела бешеный успех - впервые в Московском международном доме музыки, где это происходило, открыли второй гардероб. Та же история - в Северной столице.
После "дуэли" столичных виртуозов и питерских суперзвезд Андрея Константинова, Михаила Дзюдзе, Алексея Барщева и Андрея Смирнова (на фото слева направо) в гостях у "теремов" побывал наш корреспондент.
- Совместные творческие проекты музыкантов высокого уровня - большая редкость. "Терем" же каждый раз удивляет питерскую публику - Бобби МакФеррин, бандонеонист Карел Краайенхоф, Swingle singers, теперь - "Виртуозы Москвы". Как готовятся такие проекты?
А.К.: - Всегда по-разному. Когда мы соединяемся с другими музыкантами и музыкальными коллективами, мы чувствуем себя первопроходцами, осваивающими новые земли, новые территории. Мы всегда открыты и готовы к экспериментам. Сотрудничество с "Виртуозами Москвы" для нас - не просто очередной проект. Это нечто большее. Два коллектива со своим сложившимся мировоззрением, своим стилем встречаются. Соединение камерного оркестра и ансамбля народных инструментов - большая редкость. При этом антагонизма между нашими инструментами не было.
- Как сложилось название программы - "Бал-маскарад"?
- В программу концерта вошли разные, полярные по стилю композиторы. Это и русские классики (Прокофьев, Щедрин), и аргентинский автор Пьяццолла, и петербургские композиторы - Петров, Фалик, Будашкин, и француз Пуленк. Поэтому это скорее музыкальный бал-маскарад, где каждая пьеса становится музыкальной маской. И все это делается с большим чувством юмора. Юмор - это та точка соприкосновения, сближающая нас с "Виртуозами". Формировали и составляли программу сами, аранжировки помогал делать петербургский композитор Евгений Петров.
- Когда родилась идея сыграть с "Виртуозами"?
- Идея сыграть с большим оркестром у нас родилась давно. А после встречи с "Виртуозами Москвы" в Алма-Ате, в дни открытия Года России в Казахстане, на встрече двух президентов, мы решили сделать совместную программу.
- Да, о президентах. Говорят, что вы - любимый коллектив Путина?
- Нам часто приходится играть на правительственных мероприятиях. Возможно, это связано и с личными пристрастиями Путина. Последний раз мы играли на встрече Путина и Алиева в Баку. Не раз были и в Бочарове Ручье - на встречах Путина со Шредером, Берлускони. Последний раз произошел курьез - лабрадор Путина во время нашего выступления вышла на сцену и радостно обнюхала каждого. Видимо, она почуяла в нас частых гостей (смех). После чего Путин извинился перед нами.
- Говорят, что вы большую часть года проводите в зарубежных поездках...
- В основном это так. Мы всегда много гастролировали. Объездили полмира, были в 55 странах! Но в последние годы наша музыка стала больше востребована у нас. Практически везде аншлаги. На наши концерты приходит самая разная публика, но особенно радует, что много молодежи.
- Какая самая экзотическая
аудитория слушала вас?
- Это были аборигены в Новой Зеландии из племени маори, в прошлом каннибалы. Выглядели люди довольно дико: толстопузые, с кольцами вокруг шеи и на ногах. Их привозили в автобусе на фестиваль. Наша музыка аборигенам очень понравилась, подействовала на них опьяняюще. В прошедшем году мы побывали с концертом в Объединенных Арабских Эмиратах. Концерт проходил под патронажем министра образования, Его Высочества шейха Нахайяна Мабарака аль Нахайяна. Публика на концерте распределилась так: в первых рядах сидели арабские шейхи, в средних - англичане и американцы, на галерке - русские эмигранты. И все реагировали на нашу музыку одинаково - с улыбкой!
- Украшение вашего квартета - балалайка-контрабас. У нее есть своя история?
М.Д.: - Контрабас этот 1934 года, - рассказывает Михаил Дзюдзе. - Работы известного мастера Галиниса, который в начале века делал целые комплекты для оркестров русских народных инструментов. Уникален он тем, что пережил блокаду, не был сожжен в печке. А попал контрабас ко мне совершенно случайно. Он валялся в шкафу у моего знакомого по Консерватории. Потом инструмент выдержал немало починок, но звучит прекрасно. Таких сейчас не делают!
- А как вы ее транспортируете в дальних поездках, перелетах?
- Из-за своих размеров балалайка часто доставляет нам много хлопот и тревожных моментов. Мы стараемся брать балалайку в салон самолета, но иногда ее приходится сдавать в багаж. Для этого у нас есть специальный жесткий футляр. Но часто, получая ее из багажа, мы обнаруживаем поломанные детали. И это не только доставляет нам большие хлопоты, но из-за этого мы, бывает, попадаем в курьезные ситуации. Один из самых смешных случаев произошел с нами в Канаде.
Прилетели мы в аэропорт, получили багаж и обнаружили, что контрабас-балалайка сломана. К счастью, концерт был через день. Второе везение - мы смогли найти мастера, который взялся починить балалайку. На следующий день было запланировано телевидение, и на все наши объяснения, что балалайка в ремонте, никто не реагировал. В результате мы решили, что я выйду на съемки без контрабаса-балалайки, но буду его изображать. Я даже запомнил название канала: "Роджерс ченнел". Перед выступлением я немного рассказал, что случилось со мной в аэропорту и с моим инструментом, мы приготовились, включили фонограмму и "заиграли". Я махал в воздухе руками, изображая огромный, никому здесь не известный инструмент. Только тут все осознали, что произошло. У телевизионщиков возникла немая "ревизорская" сцена. Звукооператор так обалдел, что забыл выключить фонограмму, и пошла следующая пьеса. Мы, начав уже что-то говорить с ведущей, быстро ее подхватили. Это было очень смешно, если учесть, что это был прямой эфир.
- Этот год у вас юбилейный - вам исполняется 20 лет. Немалый срок для коллектива. Как соби-
раетесь отмечать?
- Празднование юбилея будет в ноябре, ведь день рождения нашего ансамбля 26 ноября. Нашему 20-летию в этом году будет посвящен очередной "Терем-фестиваль". На него мы приглашаем великих музыкантов, которые за эти годы стали нашими друзьями, - знаменитого голландского бандонеониста Карела Краайенхофа и его Sexteto Canyengue, обладателей "Грэмми" вокальный джазовый квинтет Real Group, а также новые для нашего фестиваля, но очень известные коллективы - Bratsch, Classic Meets Cuba. Сам юбилейный концерт будет режиссировать Виктор Крамер, автор "Снежного шоу" Полунина.
- Есть ли ощущение проделанного этапа, когда надо подводить итоги?
А.К.: - Нет, мы всегда живем с ощущением, что все только начинается, что мы в начале творческого пути. У нас много планов.
- Какие из них ближайшие?
- Запись нового диска для детей от 3 до 6 лет. Песни для него написала композитор Ирина Конвенан. Они нам понравились, и мы их аранжировали. Планируем из него сделать международный проект, чтобы песни звучали не только на русском, но и на французском, японском, исландском. Давно мечтаем сделать так называемый рок-концерт "Терем-квартета". Также в планах - построение Терема. Мы строим наш "Терем" 20 лет, а планируем превратить в реальный Терем, где есть место интересным творческим начинаниям. Как каждый певец мечтает построить свой театр песни, так мы хотим построить свой Терем - дом, где мы будем создавать и реализовывать свои проекты. Очень надеемся, что город поможет нам в этом.