ЧЕРНЫЙ "БУМЕР" ОТМЫЛИ ДОБЕЛА
Бандитское кино в России становится душевным.<br>
В ожидании второго "Бумера"
В 2003 году одно из первых мест по кассовым сборам в России занял фильм Петра Буслова "Бумер". Причем не в пример всем последующим "чемпионам кассы" сделал он это честно, "по-пацански". Собственным содержимым, а не многомиллионными вливаниями в зрительскую истерию или там подключением на всю катушку дружественного создателям федерального телеканала. Тогда, если помните, к большим сборам и прецеденту со шнуровскими рингтонами для мобильников добавился сущий "пустяк": крепко сбитая, но далеко не идеальная в режиссерском плане бандитская сага стала чем-то большим, чем просто самым успешным фильмом. Выдуманная история про столичных отморозков рассказала о стране и о поколении тридцатилетних даже чуть больше, чем физически мог вместить фильм.
Практически сразу появился термин, описывающий новый тип российского киноактера, - "бумерский типаж". Потом на экраны начали выходить картины, в которых эти самые "бумерские" типажи, не слишком моральные, но энергичные харизматики из народа, маршировали дюжинами: "Зеркальные войны", "Мужской сезон", "9 рота". В конце концов даже появилась переозвученная Гоблином кинокомедия с хеппи-эндом, в которой герои едут на чемпионат по футболу. А сиквел фильма, ставшего к тому времени культовым, все не появлялся и не появлялся. Что делать, если режиссер допустил смертельную неосторожность и "грохнул" всех самых перспективных персонажей? Вот все и ждали.
Главному герою достался жалкий эпизод
На счастье Петра Буслова, один из "экипажа машины боевой" (Кот, Владимир Вдовиченков) все же выжил. Точнее будет сказать - не весь умер. Материальная оболочка Кота посидела четыре года на зоне (из 15 присужденных), а затем вышла на волю, поскольку за нее деньгами похлопотал удравший в финале первого фильма и оттого переживающий за друга Димон Ошпаренный (Андрей Мерзликин).
На воле Кота встречает совершенно другая жизнь. Теперь это более-менее устоявшаяся, напрочь лишенная бандитской романтики, паленого "амаретто" и кровавых разборок действительность. Ей вровень - совершенно другой "бумер": жутко мужественный, но не совсем внедорожный джип-"паркетник" BMW X5. На нем-то весь фильм и едет не совсем жилец и не совсем мертвец, экс-бандит, экс-зэк и вроде бы главный герой.
К чести режиссера надо отметить, что во втором "Бумере" роль, которую исполняет автомобиль, подчеркнуто мала. Это не роль даже, а так - маленький эпизод стоимостью 75 тысяч долларов. Блестящего вороненым боком баварского красавца показывают не то чтобы мельком, но таким манером, что сразу становится понятно: никаких иллюзий, это просто транспортное средство, хоть и очень дорогое. Рыдайте, торговцы рингтонами, мобильники постигла та же участь. Они хоть и появляются в кадре очень даже часто, ничем и близко хитовым не пиликают.
"Фильм второй" снимали без сценария
Впрочем, все эти "революционные" изменения и подвижки генеральной "бумерской" линии - лишь разминка перед Самым Большим Сюрпризом. Намеренно не пересказывая сюжетную линию, ее можно сформулировать так: пока Кот находится в своем полумертвом-полуживом душевном состоянии, главным действующим лицом становится женщина. Точнее, юная барышня Даша (Светлана Устинова). Вряд ли Буслов так впрямую позаимствовал у Kill Bill Тарантино идею о начале эпохи женщин - героинь экшена. Скорее, что-то такое, незаметное простым смертным и очевидное художникам, уже действительно витает в воздухе, если все акценты драмы перенесены с бугаистого мачо и бывшего зэка на хрупкую блондинку с чертами лица как у Клаудии Шиффер до ее первой пластической операции. Там, где раньше действовали автоматные очереди, расчищено сюжетное место для работы изворотливого девичьего ума, подслушивающих устройств, кучки пиротехники и совершенно нехаризматичной японской малолитражки.
Единственное, о чем здесь никак не умолчать, - финал второго "Бумера", по сути, остался открытым. В беседе с корреспондентом "НВ" продюсер ленты Сергей Чалиянц сообщил, что фактически весь фильм снимался без сценария. То, чем и как он должен закончиться, знал один лишь режиссер. Было отснято несколько разных по трактовке эпизодов. Однако "нужный" финал был найден чуть ли не в последний день съемок.
А будет ли триквел?
Будет ли в ближайшее время выпущен "Бумер-3"? Продюсер Сергей Сельянов заявил вполне категорично: нет, не будет никогда. Если только BMW выпустит какую-нибудь уж очень заковыристую машину, мимо которой не сможет пройти фанат этой марки Петр Буслов. Однако, как осторожно намекнул "НВ" Сергей Чалиянц, все не так уж окончательно. За съемочный период было отснято 57 километров пленки. Показываемая в кинотеатрах лента имеет длину 3,6 километра. Даже если предположить, что в работу шел только один дубль из четырех, даже в этом случае более 50 процентов отснятого материала представляют собой некие X-files.
О том же самом говорят и иные накладки. Например, рекламный постер. В фильме все происходит ранней осенью, а на Вдовиченкове с постера тулуп вполне зимнего вида, ни разу не надеванный в кадре. На обороте зрительской карточки (такая вручается каждому, кто купил билет в кассе) читаем: "Зарегистрируй код карты! Войди в мир большого кино! Твой шанс получить роль в фильме!". Если не будет фильма, о какой роли тогда идет речь?
У нас есть почти сформировавшаяся уверенность, что в триквеле "рулить" сюжетом будет Даша, а ехать по дорогам Родины (и просторам фильма) будет вполне уже "женский" кабриолет - например, вполне сгодится "трешка" с откидным верхом. Открытие "Фильма второго" Светлана Устинова в ней будет смотреться просто исключительно.
Если бы "Бумер. Фильм второй" вышел на большие экраны не в прошедший вторник, а хотя бы два года назад, сейчас бы все мы (ну или почти все) стояли в ночной очереди в кинотеатр. Потому что даже после испытания зрительской психики четвертым "Гарри Поттером", а кошелька - вторым "Дозором" новая работа Буслова - это, несомненно, самое большое событие российского кинопроката. Режиссер сделал фильм, который не только хорош сам по себе (мало ли есть на свете хороших фильмов). "Фильм второй" выворачивает наизнанку все то, чем был так славен "Бумер" с порядковым номером один.