САМЫЕ "АВТОКРЕДИТНЫЕ" БАНКИ 2005 ГОДА
По итогам 2005 года российский рынок автокредитования оценивается в 4,5-5 млрд долл. При емкости российского автомобильного рынка 20-21 млрд долл. это означает, что в России каждый четвертый автомобиль был продан по кредитным программам. Этот показатель значительно превышает уровень 2004 года (15-20 процентов продаж в кредит). И рост рынка вполне закономерен - доходы населения растут, а условия кредитования улучшаются. <br>
Лидером по объемам автокредитов в 2005 г. стал "Росбанк" - 822,6 млн долл. На втором месте (с большим отрывом от него) следует Финансовая группа "МДМ" - 381,3 млн долл., и замыкает ведущую тройку "Райффайзенбанк" (379,5 млн долл.), чей показатель лишь на 2 млн долл. меньше показателя ФГ "МДМ". Более 100 млн долл. выдали банк "Уралсиб" (271 млн долл.), Международный Московский банк (225,7 млн долл.), "Промэкбанк" (147,7 млн долл.), банк "Союз" (139,1 млн долл.), "Импэксбанк" (120,6 млн долл.) и "Собинбанк" (114,1 млн долл.). Примечательно, что Сбербанк находится лишь на 16-м месте с показателем 44,5 млн долл. К тому же у него самая низкая на рынке доля автокредитов в общей задолженности физических лиц - всего 0,4 процента. "В реальной практике, - пояснили в пресс-службе Сбербанка, - для приобретения автотранспорта россияне чаще всего пользуются в банке "кредитом на неотложные нужды", а также некоторыми другими кредитами".
Лидером по увеличению объемов автокредитования в 2005 году стал Московский банк реконструкции и развития - он довел скромные 154 тыс. долл. до вполне солидных 33,8 млн долл. Из банков, выдавших в 2004 году автокредитов на сумму более 1 млн долл., лидерами роста объемов стали "ИнвестКапиталБанк" (19,4 млн долл.) и "Лефко-Банк" (до 18 млн долл.).
Одним из наиболее популярных видов автокредитов в 2005 году стали программы "Кредит на условиях лизинга". Кстати, большинство машин в Европе и США продается в кредит именно по этой схеме с последующим обратным выкупом автомобиля дилером. Клиент платит первоначальный взнос, еще часть стоимости автомобиля выплачивает в кредит, а последний платеж, который соответствует минимально возможной стоимости машины по истечении срока кредитования, фиксируется и погашается по окончании срока кредитования. Такие программы действуют, например, в "Юниаструм Банке", банке "Союз" и БСЖВ.
В минувшем году перестала быть проблемой и покупка в кредит подержанного автомобиля. Программы без первоначального взноса есть уже в линейках практически всех банков. С упрощением процедуры кредитования и смягчением его условий изменяется и портрет среднестатистического заемщика. Его возраст уменьшился до 25-35 лет. Снижается и процентное соотношение руководителей и сотрудников среднего звена, обратившихся за получением кредита. Автокредит все чаще становится инструментом покупки не любого автомобиля, а именно дорогого.
Участники рынка сходятся во мнении, что количество покупок автомобилей в кредит будет только расти, а темп прироста составит не менее 30-35 процентов в год. Продолжится и рост числа автокредитов на покупку новых автомобилей зарубежного производства. Одновременно возможно снижение числа кредитов на покупку подержанных автомобилей. Ведь сейчас клиенту, который имеет стабильный доход, бывает более выгодно купить в кредит новый автомобиль, чем подержанный, - за наличные.