ГЭГИ ГОРЕНШТЕЙНА

В "Балтийском доме" состоялась премьера "Бреда вдвоем".<br>

Театральная мода изменчива. Кажется, еще только вчера вся "драматическая общественность" (начиная с убеленных сединами театроведов и кончая румяными от молодости барышнями) настойчиво, до головной боли пыталась проникнуть в хитросплетения словесных и образных конструкций Эжена Ионеско. Кажется, еще только вчера гипнотический дурман посланий самого известного антидраматурга висел над нашими болотами густыми, непроницаемыми клубами. Ионеско читали все, но больше других - интеллектуалы и бездельники. Для первых он был отменным отстраненным тренингом. Для других - объяснением и оправданием статичности жизни. Впрочем, не такие уж они и бездельники, если чаще других Ионеско на сцене ставили именно они. Получалось жутко "круто" и невероятно загадочно. Когда актриса с изнуренным лицом, отвернувшись от своего собеседника, выдыхала: "Нет, нет! Четырежды нет! Я не ваша сестра!" - зал почти рукоплескал, ровным счетом ни бельмеса не понимая ни в сестрах, ни в двойных отрицаниях. За подобными "играми в бисер" Ионеско, так и не раскрыв перед публикой своей немалой антибуржуазной актуальности, довольно быстро переместился из остромодных драматургов во второстепенные. Ставить пьесы Ионеско перестали. Впрочем, подобное на рубеже девяностых-двухтысячных произошло в России не с ним одним. Именно поэтому недавняя премьера санкт-петербургского Театра-фестиваля "Балтийский дом" абсурдистской притчи Эжена Ионеско "Бред вдвоем" привлекает внимание сама по себе. Редкая "птица" теперь Ионеско. В качестве режиссера-постановщика выступил театральный художник и живописец Александр Горенштейн, который в последнее время активно пробует себя в режиссуре. Ранее Горенштейн поставил три спектакля в Театре имени Комиссаржевской: шекспировского "Ричарда III", "Pro и Contra баса" по повести Патрика Зюскинда и "Оркестр" Жана Ануя. Действие парадоксального сюжета "Бреда вдвоем" (которое постоянно развивается, но как бы ничем не заканчивается) построено на перекличке двух войн. Одну из них ведут в своей квартире немолодые супруги, находящие в любой мелочи повод для военных действий. Вторая, реальная, война грохочет за стенами их дома, где разрываются снаряды. И постепенно война за окнами начинает восприниматься как грандиозная и жуткая пародия на супружескую битву. Впрочем, вся жуть подобного существования имеет не антивоенный, а острокомедийный привкус. Фарсовой подачей реплик, истеричностью пластики и многочисленными остроумными гэгами Горенштейн расправился с главными "пережитками" прошлых сценических прочтений Ионеско. А именно: с многозначительностью и непонятностью его текстов. Режиссер победил этих врагов с максимальной режиссерской "кровожадностью": супруги (их играют сразу две пары актеров: Игорь Мосюк, Валентина Виноградова - Анатолий Дубанов, Юлия Мен) обряжены в клоунские полосатые пижамы. Весь их мир сведен к горе картонных коробок, которую то Он, то Она переставляют из угла в угол. Актеры произносят классическую абракадабру, написанную десятилетия назад, а впечатление складывается такое, словно бранятся постоянные зрители "Дома-2" и "Кривого зеркала". Процесс понимания "непонятного" Ионеско через смех оказался очень эффективным: ближе к середине спектакля "клоунизм" и буффонада незаметно для зрителя превращаются в тяжелый, надрывный и действительно абсурдный смех над абсурдом жизни. Режиссер, выступивший и как сценограф, представляет наше хаотичное, конфликтное время настоящим вавилонским смешением диалектов, а невозможность людей найти общий язык он толкует как наказание за упрямство и гордыню. Единственное, что категорически не смотрится в новой постановке "Балтийского дома", так это само название спектакля. Оно хоть и аутентично пьесе, но тяжеловесно и скучно. Искристый, как шампанское, и жутковатый, как триллер, спектакль заслуживает явно лучшего.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.