ДЖОН МАЛКОВИЧ "ТРАНЗИТОМ" В ПЕТЕРБУРГЕ
Известный американский актер осваивается в роли энкавэдэшника.<br>
ВПетербург приехал Джон Малкович. Причиной столь неожиданного визита стали съемки новой британско-российской исторической драмы "Транзит", где американский актер исполняет одну из ролей второго плана - офицера НКВД. Говорят, прочитав сценарий, Малкович сразу захотел играть - так понравилось. Верим и сразу. Кинозвезда всем своим творчеством демонстрирует патологическую страсть к характерам, мягко говоря, аномальным. В его коллекции "монстров" - Вальмонт, Макс Шрек, доктор Джекил и мистер Хайд. Образ энкавэдэшника прекрасно вписывается в этот причудливый ряд.
Компания-производитель Thema Production привлекла к проекту "Транзит" лучшие силы - как с той, так и с другой стороны. Режиссер Том Робертс хоть и дебютант в игровом кино, но выдающийся мастер кино документального, много работал в России. Имя оператора-постановщика Сергея Астахова давно превратилось в кинематографический брэнд; помимо Малковича в фильме снимаются известные актеры: Томас Крэчман, Даниель Брюль, Джон Линч плюс российские звезды - Евгений Миронов и Ингеборга Дапкунайте в роли тюремной надсмотрщицы. На счету Thema Production дюжина европейских проектов, среди которых "Матч пойнт" Вуди Аллена.
Работают быстро - на съемки отводится пять недель, картина должна быть готова предположительно через полгода. Язык - английский. Основная сцена с Джоном Малковичем - поимка им офицера-нациста, которого играет российский актер Олег Куликович, - уже отснята. Журналистам "доступ к телу" Малковича закрыт - в райдере звезды не предусмотрены встречи с прессой, кроме официальной пресс-конференции.
Впрочем, на пресс-конференции звезда Голливуда тоже не отличился разговорчивостью. Сообщил, что играет полковника НКВД, и сценарий ему показался интересным. Добавил приятных слов про свою партнершу: "Особенно важно то, что мы снимаемся в этом фильме с Ингеборгой Дапкунайте, с которой уже вместе играли". А вот общий уровень актеров оценил свысока: "Справляются". Кроме того, за время съемок американец сделал для себя выводы, что зимой в Петербурге надо иметь очень теплую одежду. Однако в последние дни в Петербурге стало даже слишком тепло - не по сценарию. Тем не менее режиссер фильма, Том Робертс, пообещал пока не отправлять актеров и съемочную группу в традиционные места заключения - Сибирь. Кроме того, Том Робертс сказал, что в Петербурге ему находиться комфортно, поскольку он снимает картину о примирении и прощении.
По замыслу создателей "Транзита", это картина не о войне, не о русских и немцах, а о женщинах, несущих на себе всю тяжесть этого мира.
Наталья Портнова, автор сценария:
- Я писала сценарий со слов очевидцев, в основном по рассказам замечательной женщины Тамары Александровны Шатохиной. Она в блокаду работала табельщицей в лагере военнопленных на Конюшенной площади. В здании Главного штаба находилось тогдашнее НКВД. И эта крошечная худенькая 20-летняя девушка получила в распоряжение 50 пленных немцев и раздавала им наряды на работу. Немцев же никто не боялся, они были совершенно безобидны, их беспрепятственно могли размещать в центре города. В общем, их даже толком не охраняли. В фильме это изменили, сделали жестче, там существует охрана. У меня же лирическая история.
Любовные коллизии, детективная линия, когда разыскивают офицеров СС, мной придумана, но тоже на основе реальных событий. По городу ходили военнопленные, одетые в рванье, без документов - и под личиной рядовых скрывались нацисты и офицеры СС, руководившие карательными операциями. И если рядовые считались жертвами войны, их перевоспитывали и обращали в пацифистов, то офицеров СС выискивали и наказывали. Здесь реальная история близка с вымыслом.
Евгений Миронов, актер:
- Я говорю в картине одно слово: "Наташа". Но на самом деле в этой роли сбылась мечта артиста. Мне продюсер предлагал две роли. Я выбрал ту, которая была без слов: мне она показалась более интересной. Во-первых, текст учить не надо. А во-вторых, потому что она очень неоднозначная. Режиссер сказал, что там есть что-то от мима, от клоунады. На самом деле это трагическая фигура, офицер, который после контузии стал больным человеком, но в конце нашел некоторое просветление.
Малкович потрясающе идет на импровизацию. Он видит партнера и может тут же ответить на какой-то жест. Мне просто интересно. Джон очень легкий: чем больше звезда, тем меньше претензий, и он это доказывает. Хоть в свободное время мы с ним и не общаемся, но он очень обаятельный человек, и это видно на экране.
НАТУРА ЧТО НАДО
За последние 15 лет в Питере побывало несколько десятков съемочных групп из США и Европы.
1994 год. "Золотой глаз"
В 1994 году в Петербург пожаловал президент голливудской студии MGM - знакомиться с компанией "Глобус", выигравшей тендер на организацию съемок 17-й серии "бондианы" "Золотой глаз". Сами съемки продолжались около трех недель, но подготовка шла около года. Голливудских звезд не было - снимали в основном трюковые эпизоды с английскими и российскими каскадерами. Ограда на Мойке изготавливалась специально, чтобы заменить старинную решетку, - через нее машины падали в воду. Самой "нервной" была сцена на Дворцовой, когда игровые танки выстроились в ряд и вдруг перед ними образовалась манифестация студентов. Пришлось остановить съемки во избежание эксцессов.
1996 год. "Анна Каренина"
Британская "Анна Каренина" (режиссер Бернард Роуз) стала первым западным фильмом, который был полностью снят в постсоветской России. Анну сыграла французская звезда Софи Марсо, Вронского - англичанин Шон Бин. Во время съемок из вагончика Софи Марсо злоумышленники похитили крупную сумму денег и драгоценности. А когда режиссеру понадобилась в кадре рожающая женщина, ассистенты договорились с одной беременной молодкой, и та за определенную сумму благополучно разрешилась от бремени под светом софитов.
1998 год. "Онегин"
В 1998 году британские кинематографисты обратили свой взор к великому Пушкину. Желание экранизировать "Онегина" возникло у актера Ральфа Файнса еще в период обучения того в Королевской академии драматических искусств. В 1992 году он поделился своей идеей с сестрой Мартой, вместе они нашли продюсера Айоин Майзель, а та уже свела всех со сценаристом Майклом Игнатьеффом. Марта стала режиссером, братец - Онегиным, голливудская звездочка Лив Тайлер превратилась в Татьяну. В Питере снимали всего один финальный эпизод, в котором Онегин после объяснения с Татьяной уныло бредет вдоль Малой Невы.
2003-2006 гг. "Ленинград"
Больше трех лет идут съемки восьмисерийного "Ленинграда" ("Первый канал", режиссер Александр Буравский). В основе сюжета - история ленинградской милиционерши и британской журналистки, приехавшей в Ленинград на полдня, но вынужденной остаться на три самых тяжелых месяца. В фильме снимались Гэбриэл Бирн и Мира Сорвино. В один из дней возникли неприятности с искусственным снегом. Мира попробовала сыграть эпизод и чуть... не задохнулась. В итоге режиссер позволил надеть актрисе респиратор, а снег пришлось делать из шампуня.
2003 год. "Падение"
Масштабная историческая драма Оливера Хиршбигеля "Падение" почти целиком снималась в Петербурге. Улица Шкапина превратилась в Берлин времен падения Третьего рейха. На съемках сцен штурма была задействована четырехтысячная массовка.
2005 год. "Серко"
Крупный российско-французский проект "Серко" был закончен в прошлом году. В основе - реальная история сотника конно-амурского полка Дмитрия Пешкова (Алексей Чадов), который на своем коне по кличке Серко, преодолев 8862 километра, прибыл из Благовещенска в Петербург.