ПОЛАД БЮЛЬБЮЛЬ-ОГЛЫ: "Я ВСЕ СПЕЛ И ВСЕ СЫГРАЛ"
"Стальной соловей" и "дедушка русского твиста" - о культуре, времени и своей семье.<br>
Композитор, певец, народный артист и экс-министр культуры Азербайджана (а ныне посол своей страны в России) Полад Бюльбюль-оглы говорит, что Петербург - одно из его самых любимых мест на земле. Здесь 40 лет назад началась его большая, всесоветская популярность. Здесь у него до сих пор сотни горячих поклонников.
Теперь в Петербург "дедушка русского твиста" приезжает редко: государственные дела и такие же заботы. В свой последний визит на Неву Полад Бюльбюль-оглы не только встречался с официальными лицами, но и ответил на вопросы нашей газеты.
- Извините за не очень дипломатичный вопрос, но что поделаешь, если меня лично уже лет 30 это беспокоит. Что обозначает ваше такое выразительное имя в переводе на русский язык?
- Бюльбюль - это имя моего отца. В переводе с азербайджанского означает "соловей". У папы была фамилия Мамедов и имя, которое ему дали отец с матерью. Отец его звал Муртазой (это старинное арабское имя, означающее "избранный"). А мать его называла Айдаллых. Потому что его папа с мамой (мои дедушка и бабушка соответственно) никак не могли договориться, как же все-таки ребенка назвать.
Где-то с 7-8-летнего возраста он очень хорошо пел, голосом подражал трелям соловья. И за это соседи и родственники стали его называть Бюльбюль, "мальчик, поющий как соловей". Это было прозвище. Но потом уже, когда он получал паспорт, его отец и мой дед вписал в паспорт имя "Бюльбюль". И он был Бюльбюль Мамедов. А Бюльбюль-оглы, что значит "сын Бюльбюля", поначалу было моим отчеством. А потом превратилось в творческий псевдоним - потом, когда я стал уже писать музыку и выступать. Имя "Полад" с азербайджанского (и грузинского) переводится как "сталь".
- Честное слово, меня это интересовало с начальной школы. Тогда же я впервые услышала ваше выступление по телевизору. Вы пели "Ты мне вчера сказала, что позвонишь сегодня...". У меня сложилось твердое мнение, что вы - самый главный певец. Главнее такого же молодого Магомаева в брюках-дудочках и молодой Пьехи в ярком желтом платье. А потом как-то резко вы сошли на нет - в смысле эстрады. Просто пропали. Что случилось?
- Я не считаю, что я что-то не допел. У меня почти 20 лет гастрольной деятельности. У меня было очень и очень много концертов. И людей, которые покупали мои пластинки или видели меня по телевидению. Я не обделен вниманием. Все как-то естественно произошло, само собой. Никто меня не "задвигал", не отлучал от сцены. Я попел столько, сколько мне было интересно. Потом занялся другими направлениями. Музыку сочинял, в кино снялся. Потом пришел работать в Министерство культуры Азербайджана.
- Ну а твист? Это же такая музыка, которая просто так не отпускает. Это же на всю жизнь!
- Вы не понимаете. Я всю жизнь очень спокойно отношусь к популярности. К своей - прежде всего. Вот что-то сделал в этом направлении. Меня называют "дедушкой русского твиста". Не мне судить, но, наверное, я что-то значимое все-таки сделал?
- Кстати, о кино. Тоже какая-то мистическая, не иначе, история. Фильм "Не бойся, я с тобой" для своего времени был настоящим блокбастером. Ваша роль в нем была тоже удачной, необычной, очень колоритной. А продолжения не последовало. Никакого. Почему?
- Вот видите, вы же сами этот фильм вспоминаете как успешный. И меня в этой связи не забываете. Значит, это уже неплохо - фильм живет до сих пор. А то, что он один, а не десять... Наверное, просто так сложились звезды.
- Вы изумительно выглядите, словно со времен съемок в первом советском музыкальном боевике не прошло почти четверти века. Как вам это удается?
- Я, конечно, с фильма "Не бойся, я с тобой" очень постарел, потому что фильм вышел в 1982 году. А за 24 года, как вы понимаете, волосы и поседели, и количественно уменьшились, и мешки под глазами и т. д. Я специально не делал ничего такого, чтобы сохранить что-то, поддержать свою внешность. Видимо, так папа с мамой родили, и вот я действительно такой, какой есть. Я стараюсь не меняться по отношению к своим друзьям, по отношению к тем людям, с которыми я общаюсь. Хотя, конечно, время другое, взаимоотношения другие, требования другие. Но прежде всего надо оставаться самим собой. Это самое главное.
- В последние годы ощутимо вырос интерес к нашей эстрадной истории. Даже много более "молодые", чем вы, исполнители - Игорь Саруханов, Михаил Муромов, группы "Мираж" и "Фристайл" - возвращаются на эстраду с триумфом. А вы не вынашиваете подобных идей?
- Спасибо за память и за добрые слова. Для меня это важно очень, потому что появилось очень много новых исполнителей, появилось очень много новой музыки - как хорошей, так и плохой. Но и если кого-то из нашего поколения кто-то помнит, то значит, я прожил свою жизнь не напрасно.
Дело в том, что в ближайшее время концерты не планируются. К сожалению. Я отошел как-то от концертной деятельности. Вы знаете, что я очень много лет работал министром. И сочетать это очень сложно, т. е. работать на высокой административной должности и как-то пытаться петь - для меня это очень сложно. Для того чтобы сделать концерт, нужно потратить очень много сил, энергии, все это вспомнить, иметь коллектив, которого у меня сегодня нет. Поэтому это все, к сожалению, очень сложно.
- А записи? Выходили ваши песни на CD?
- Столичная фирма "Парк рекордз" обратилась ко мне с просьбой, чтобы я им разрешил издать диск моих популярных песен 60-70-х годов. И я разрешил. Раз есть такое желание, раз есть потребность - пожалуйста. Мне самому этим заниматься некогда, но люди обратились... И я дал согласие, помог им собрать пленки. И они издали вот такой диск. Там 20 песен, начиная от "Позвони" и "Твоя дорога", и песни из фильма "Не бойся, я с тобой", и песни из мюзикла "Песне моей поверь". На мой взгляд, получился очень симпатичный диск. И те, кто меня помнят и хотят иметь мои песни дома, то они, наверное, могут просто приобрести этот диск. Говорят, что он был в продаже. Я сам, правда, в магазинах не бываю, поэтому не знаю.
- Издаются ли сейчас записи отца? Помнят ли его на родине?
- Конечно, на родине его помнят. В 1997 году отмечалось его 100-летие. Проводится конкурс вокалистов имени Бюльбюля. К сожалению, моя большая вина как сына в том, что до сих пор не изданы диски Бюльбюля. Я хочу их сам отреставрировать, они в основном конца 40-х и 50-х годов. Естественно, это монозапись, они не очень качественные. И мне, с одной стороны, не хочется доверять кому-то другому их реставрацию, а с другой стороны, я не могу найти пару месяцев для того, чтобы сесть и сделать самому. И поэтому до сих пор, к моему стыду, эти диски не изданы. Но я себе дал слово, что в ближайшее время эти диски выйдут обязательно.
- Вы одним из первых (или вообще первым) создали отечественное произведение в жанре мюзикла. Какова судьба этой работы?
- Приятно, что про него не забыли, хотя он давно уже создан. У меня был такой мюзикл. Назывался "Песне моей поверь", его мы написали вместе с Михаилом Щербаченко. Первоначально это была радиопьеса. Потом по ней мы сделали оперетту. А уже из нее получился мюзикл. В нем много песен, занимательный сюжет.
- Кто из эстрадных исполнителей вам близок - тогда и сейчас?
- Рашид Бейбутов. В 50-х годах с фильмом "Аршин Мал-Алан" он пользовался грандиозным успехом во всем СССР. Потом был Муслим Магомаев, мой друг, мой сосед, близкий мне человек, который действительно блистал и блистает по сей день. Но сейчас трудно себе представить, что творилось в 60-е годы на концертах Муслима Магомаева, что творилось после его концертов, какой бешеной популярностью он пользовался. Был очень популярный такой ансамбль "Гая", который прекрасно владел искусством многоголосья. И это действительно уникальные музыканты, ведь у нас в Азербайджане в основном музыка одноголосная.
- Ваш сын тоже музыкант. Как складывается его карьера?
- Моего сына зовут Теймур, он первый фагот в Большом симфоническом оркестре имени Чайковского. Мне, как музыканту, кажется, что он очень хороший профессионал. И я знаю, что его очень ценят. Так что вот он нашел свое место в музыке, чему я очень рад. Это уже музыкант в третьем поколении, и у него фамилия тоже Бюльбюль.