АЛЕКСЕЙ КОРТНЕВ: "МЕЧТАЮ ПОРАБОТАТЬ С МИХАЛКОВЫМ"
Лидер группы "Несчастный случай" нацеливается на "высшую лигу" творческих <br>достижений.<br>
В ДК "Выборгский" 24 марта - редкий московский визитер: группа "Несчастный случай" выступит со своей полностью обновленной программой "Новые песни". Накануне концерта корреспондент "НВ" встретился с лидером коллектива Алексеем Кортневым.
- Действительно ли "Новые песни" - новые?
- Абсолютно. В программу вошло 15 номеров, ранее не звучавших с эстрады. Написано, конечно, больше. Пока мы их сыграли считаное число раз и только в Москве. Премьерный концерт состоялся в декабре во МХАТе.
- Программа выходит после трех лет "молчания". Чем был вызван затянувшийся перерыв в вашей дискографии?
- Исключительно другими сферами деятельности. Удалось обойтись без кризиса в творчестве. Работал над фильмами (и в качестве актера, и в качестве написателя оригинальной музыки), над спектаклями - в общем, отвлекался от своей основной деятельности.
- "Написатель музыки" - это как?
- Ну не могу я себя объявить композитором. Для этого надо специальное образование иметь. И смелость претендовать на столь звучный профессиональный титул. В смысле образования я неуч, не смог закончить последний курс Московского университета. А уж про музобразование - это вообще никак.
- Насколько ваша новая работа отличается от предыдущего шоу "Циркусъ"?
- О песнях, конечно, особо не расскажешь. Стилистически они несильно отличаются от того, что всегда делал "Несчастный случай": я не могу сказать, что мы решили все в страшном хард-коровом ключе или в рэп-стилистике. Хотя там будут и романсы под рояль, и сложные инструментальные вещи, и пение на английском ни с того ни с сего. Все это искусно декорировано, в ткань шоу вплетены видеоинсталляции, огромная люстра должна пожаловать на наш концерт. Все, больше ничего не скажу.
- То есть вы продолжите свою излюбленную линию театрализации выступления, идущую от студенческого театра МГУ, в котором вы и родились как коллектив.
- Ну, ладно... Раз вы так... В общем, мы придумали декорацию, которая превращает всю сцену в крышку гигантского письменного стола. На ней - "карандаши", "книги", "абажур". Во всем этом располагаются музыканты, которые получаются такими маленькими гномиками. Как нам показалось, получился некий символ уюта и жизненного человеческого тепла - как раз то, чего всем нам давно не хватает.
- Принимает ли участие в концерте ваш друг и соратник Валдис Пельш?
- На сей раз нет, ибо не может. Но вообще - разумеется, да, он участвует в "Новых песнях", равно как и во всех работах "Несчастного случая".
- В российских условиях большое шоу с "живым" исполнением - это рентабельно? Или вы существуете на некие гранты, спонсорские поступления?
- Разумеется, ни гранты, ни спонсорские деньги в этом не участвуют. Мы зарабатываем на жизнь сами как можем. Я не возьмусь заявить, что "Новые песни" получат оглушительную кассу и станут суперуспешным проектом. Это риск. Но риск оправданный. Наше предыдущее шоу "Циркусъ" постигла не самая легкая доля. Мы показали его всего семь раз в гастрольном туре и еще дважды - на заказ для корпоративных клиентов. После этого шоу было закрыто, практически не принеся дивидендов. Потому что имело гигантскую постановочную часть, массу тяжеленных сложных декораций.
- Почему вы так редко приезжаете с выступлениями в Петербург?
- Ничего личного, просто у нас такое расписание. Мы выступаем очень, очень часто. Но это какие-то свадьбы, дни рождения, именины, крестины, "корпоративки". Вот так чтобы был зал, в который пришли люди, сели и нас стали слушать, - это крайне редко случается.
- Кстати, о личном. С кем вы из коллег поддерживаете дружеские отношения - помимо Валдиса Пельша, конечно?
- У нас давние теплые дружеские отношения с Максимом Леонидовым. Я не обделен дружеским вниманием со стороны Бориса Борисовича Гребенщикова. Ванечка Ургант - тоже наш добрый товарищ. Хотя я не могу сказать, что меня с кем-то из музыкантов связывают прямо братские узы - кстати, и из московских тоже. Самые мои близкие друзья не имеют ни малейшего отношения ни к театру, ни к кино.
- Во время вашего песенного "затишья" вы снялись в нескольких теле- и кинокартинах. В том числе в "Гадких лебедях" по Стругацким - картине, которая обещает стать событием. Как она вам?
- Я сыграл персонаж по имени Павел. В книге он дан очень схематично: бывший сотрудник неких спецслужб. Точно так же он решен и в картине - появляется на два эпизода и исчезает, как черт.
- И опять отрицательный?
- Да, мне не привыкать иметь дело с негодяями. Как-то Валдис Пельш даже сказал, что мне из уродов осталось сыграть только Пол Пота - остальные все есть. Вообще, какой будет фильм, я, честно, не знаю. Потому что кроме своих эпизодов на озвучивании ничего не видел. Как я понимаю, "Гадких лебедей" создатели придерживают, чтобы попасть в программу Каннского фестиваля. Соответственно, если это получится, премьеру можно ожидать не раньше осени.
Летом в Одессе начнутся съемки фильма о 1945 годе - о том, как здесь ликвидировалась немецкая шпионская сеть после окончания войны. Главного негодяя, подозреваю, придется играть снова мне.
- Как вы выбираете, в чем сниматься, а что отвергнуть?
- Ищу в сценарии первую прямую речь - то, что говорит главный герой. Если при описании видовых моментов сценаристу иногда удается обмануть читателя, то в прямой речи сразу же вылезает мера вкуса, остроумия, такта того человека. который это все написал. Поэтому если персонажи изъясняются на "человеческом" русском языке - в моих глазах шансы сценария удваиваются.
- А как же сериал "Обреченная стать звездой"?
- Это чудовищная, ужасная история, в которую мы вляпались по собственной доверчивости. Нам предложили сняться в этом сериале в обмен на съемки концерта, производство клипа "Несчастного случая" и еще чего-то такого же по раскрутке "Новых песен". Мы свою часть соглашения исполнили, а они обещание не сдержали. Поэтому есть то, что есть - ужасный сериал с моим участием.
- А какие сериалы из последних вам симпатичны?
- Не могу ответить, потому что каждый вечер я где-то работаю. Смотреть сериалы у меня хронически не хватает времени. Именно по этой причине, а не из-за их якобы низкого качества я их все игнорирую.
- Если не композитором, то хоть актером вы можете себя назвать?
- Тоже нет - и все по той же причине. Единственное, в чем я действительно поднаторел, - это в написании рифмованных и нерифмованных текстов. Вот что я делаю действительно профессионально и очень люблю
этим заниматься. Актерство и музыка - это отнимающие массу времени хобби.
- В этом году у вас юбилей, который принято не отмечать. Но вот подарки делать не возбраняется. Что бы вы хотели подарить самому себе?
- Наверное, работу с очень большим, умелым, мастеровитым режиссером. Я снимался у очень талантливых людей. Но это все "чемпионы второй лиги". А вот поработать с кем-то из "высшей" очень хочется. Например, с Никитой Сергеевичем Михалковым. Говорят, он отменно работает с актерами.
- В чем секрет непреходящего интереса к вашему коллективу?
- Секрет успеха? Хм... В последовательности. И настойчивости. И еще надо всегда относиться к себе критично и стремиться добиться чего-то большего. Мы играем музыку почти 23 года. Я не припомню и десятка дней, когда я был доволен собой как вокалистом.