"ВЕЛИКАЯ ОПЕРА". МУЗЫКА ПЕРРО. ЛИБРЕТТО АВТОРА
Накануне Дня театра за сценой Мариинки кипят отнюдь не сценические страсти: французский архитектор подрядился в застройщики - "театральные" критики от увертюры не в восторге<br>
Никогда еще со времен своего строительства Мариинский театр не оказывался в центре таких архитектурных и финансовых страстей, как сейчас. Одновременно идут: а) реконструкция основной сцены театра; б) оборудование только что построенных театральных мастерских в Шушарах; в) строительство концертного зала для театра на улице Писарева в полутора кварталах от основного здания; и, наконец, г) строительство второй сцены театра на Крюковом канале... Последнее - в центре внимания "зрителей".
ДЛЯ ФРАНЦУЗА СДЕЛАЛИ ИСКЛЮЧЕНИЕ
Ради Мариинки-2 снесли здание средней школы, ДК Первой Пятилетки и жилой дом. Перевезли две трансформаторные подстанции, газовую распределительную станцию, убрали под землей инженерные сети.
Сложнейшая задача - перенос канализационного коллектора, который проходит через самый центр будущего строительства. Коллектор решено пустить на глубине 12 метров под Крюковым каналом. Задействуется специальный проходческий щит. Как в метро, только меньше.
Но если с подготовкой площадки под театральное сооружение и с переносом объектов инфраструктуры все более-менее ясно, то с самим проектом Мариинки-2 сохраняются некоторые сложности.
Проект (вернее, качество и сроки его исполнения) привел к серьезному конфликту. Французский архитектор Доминик Перро, признанный победителем международного конкурса архитектурных идей второй сцены Мариинского театра, настоял на том, чтобы с ним был заключен договор и как с главным проектировщиком. Однако по российскому законодательству проектированием могут заниматься только те организации, которые имеют государственные лицензии. Кроме того, необходим конкурс, обязательный при размещении государственных заказов. Перро, узнав о требованиях закона, создал в России ООО "Архитектурное бюро Доминика Перро", а Агентство по кинематографии и культуре заключило договор на генеральное проектирование с новорожденным ООО без всяких конкурсов.
ШВЫДКОЙ ПРИНЯЛ ВОЛЕВОЕ РЕШЕНИЕ
Ситуация вызвала неоднозначную реакцию как в среде отечественных специалистов по проектированию, так и в Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации. Эта государственная организация играет роль главного заказчика строительства. Летом 2005 года Андрей Кружилин, в то время бывший руководителем дирекции, отмечал:
- Доминик Перро не инженер, а архитектор. Его главная задача - красиво нарисовать. А технические решения, вопросы надежности и безопасности продумывают инженеры. Это сооружение подпадает под высшую категорию ответственности... Поэтому особое внимание - пространственной жесткости конструкции, устойчивости... Проект также должен предусматривать удобные подъезды, благоустройство, автомобильные парковки и другие моменты, которые даже не рассматривались при проведении конкурса. Все это еще предстоит обдумать.
Конфликт между архитектором и заказчиком нарастал постепенно и в начале 2006 года вылился в перечисление многочисленных претензий друг к другу. Сомнения Андрея Кружилина в полной мере подтверждали отзывы Главгосэкспертизы РФ. Заместитель начальника Главгосэкспертизы Юрий Мельников подписал заключение о том, что проектная документация, представленная архитектурным бюро Доминика Перро, не может быть принята к рассмотрению, так как не предоставлен полный пакет технической документации, отсутствуют важнейшие для безопасности будущего сооружения расчеты. И прежде всего, конструкторские расчеты купольной части, опор и несущих конструкций.
Перро со своей стороны объяснил, что недоработки проекта вызваны тем, что ему вовремя не предоставили всю необходимую информацию о геологии на месте будущего котлована.
Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, специально приехавший в Петербург ради разрешения конфликта, принял волевое решение. Андрею Кружилину было предложено перейти на другую работу, а на должность руководителя Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации приглашен бывший заместитель генерального директора строительной фирмы "Петербургстрой-Сканска" Валерий Гутовский.
ПЕРРО ПООБЕЩАЛ ПОСТРОИТЬ "ВЕЛИКУЮ ОПЕРУ"
Сложности с проектированием второй сцены, конфликтная ситуация, задержка сроков начала строительства заставили руководство Петербурга забыть на время о том, что это федеральный проект, осуществляемый на федеральные деньги (городские чиновники принципиально дистанцируются от любых федеральных дел - иначе, говорят, скандалов не оберешься), и активно подключиться к работе. В кабинете вице-губернатора Александра Вахмистрова недавно состоялось рабочее совещание, на которое специально приехали французские специалисты во главе с Домиником Перро и главным конструктором Ги Мориссо. Здесь же присутствовали представители российских госзаказчиков и сотрудники Главгосэкспертизы России.
На совещании были утверждены новые сроки сдачи проектной документации в Главгосэкспертизу. Причем Доминику Перро предложено видоизменить первоначальный проект: уменьшить высоту купола, упростить его конструкцию. Проектировщику также рекомендовали применить другую технологию сооружения опор купола. Связано это, как всем понятно, с аварийными обрушениями купольных конструкций в странах, где бывают снегопады. Рассматривался также вопрос обеспечения пожарной безопасности.
Тем не менее перед генеральным проектировщиком поставлена задача начать работы нулевого цикла уже в мае 2006 года. И Перро пообещал приложить все усилия, чтобы построить в городе на Неве "великую оперу".