КОМЕДИЯ В РОЗОВОМ СВЕТЕ
Можно ли измерить эффективность американской кинокомедии в американской валюте?<br>
Комедию "Розовая пантера" поставил режиссер Шон Ливай. В его предыдущей комедии "Оптом дешевле" снимался известный американский комик Стив Мартин. Он же был приглашен Ливаем и на роль французского полицейского Клузо. Это персонаж впервые появился на киноэкране в комедии с точно таким же названием в 1964 году.
Для комедийного кино то была целая эпоха. Первую "Розовую пантеру" поставил один из удачливых и умеющих смешить режиссеров Блэйк Эдвардс. Клузо в том фильме сыграл британский актер Питер Селлерс. Для него Клузо стал практически визитной карточкой. Композитор Генри Манчини именно для этого же фильма сочинил и основную музыкальную тему "Розовая пантера", которая благополучно дожила до наших дней и активно используется в качестве рингтона. А в 1964 году музыка Манчини к фильму Эдвардса была номинирована на "Оскар". Через десять лет тот же Манчини будет еще раз номинирован за песню к очередной серии приключений "Розовой пантеры". Всего же их было пять. Правда, только первый из фильмов цикла был непосредственно связан с пантерой. Дело в том, что "Розовая пантера" - это название дорогого бриллианта в немыслимое число каратов. Он благополучно исчез после первого фильма. Таким образом, главным действующим лицом остался тот самый инспектор Клузо.
Он же явился перед публикой и в новой версии приключений бриллианта, который странным образом пропадает с руки убитого прямо на футбольном поле тренера футбольной сборной Франции. Такова завязка сюжета. Расследование ведет шеф полиции Дрейфус (Кэвин Кляйн), решивший на всякий случай выставить в качестве козла отпущения инспектора Клузо. Ему придан напарник (Жан Рено). И начинаются поиски убийцы. Пересказывать дальнейший ход сюжета, конечно, можно. Однако он, скорее, отвратит потенциальных зрителей от той комедии, явно сделанной по уже существующим лекалам американского киноюмора.
Стив Мартин явно не Чарли Чаплин и даже не Бастер Китон, а потому его существование в эксцентричной роли, требующей умения играть с предметами и вещами, выглядит несколько натужным и неорганичным. Ситуацию спасает невозмутимость его напарника в исполнении Жана Рено. Но, видимо, усилий Стива Мартина уже нашим прокатчикам показалось недостаточно и они при дубляже картины зачем-то придали Клузо какой-то невероятный акцент. Первое впечатление, когда слышишь речь сего персонажа с экрана, - перед тобою полный даун. Но по ходу лихих поворотов с этим акустическим неудобством как-то смиряешься и уже ловишь удовольствие и смешинки от разных бессмыслиц и совершенно тупых гэгов, не раз и не два обыгранных в мировой комедиографии.
Немного скрашивает впечатление постоянное появление темнокожей эстрадной дивы (Бейонсе Ноулз), подружки убитого тренера. В иные моменты она даже не очень плохо поет. И, в конце концов, именно она спасает бриллиант "Розовая пантера". Но - увы! - даже столь симпатичная девушка не может спасти весь фильм, где главным трюком стал умопомрачительный танец Стива Мартина и Жана Рено в трико. Пожалуй, стоит подождать практически весь фильм, чтобы это увидеть. Увидеть и рассмеяться от души. А после увиденного на экране и жизнь вокруг не покажется такой уж грустной и бессмысленной. Все-таки задача любой кинокомедии - создавать у зрителей радостное настроение. Каждый из тех, кто занимается данным делом с помощью кино, веселит как умеет. Правда, при этом тратятся временами не такие уж и маленькие деньги. "Розовая пантера" обошлась продюсерам в 80 миллионов долларов, а собрала в американском прокате только треть от затрат. Вот и считайте эффективность американской кинокомедии в конвертируемой валюте.