ФЕСТИВАЛЮ "МАРИИНСКИЙ" - "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
Большой праздник балета прошел в Петербурге без особых открытий, но без маленьких подарков зрители не остались.<br>
На завершившемся VI международном фестивале балета "Мариинский" всего было по три: три репертуарных спектакля с приглашенными звездами, три бенефиса, три вечера с пометкой "премьера" в афише (две "Ундины" и проект "Новые имена") и три новых постановки молодых хореографов. Да и сам фестиваль прошел вполне удовлетворительно, правда, без неожиданных открытий и трепетных откровений.
Из репертуарных спектаклей, при всем уважении к именам и мастерству приехавших звезд, номером один стало "Лебединое озеро" с Ульяной Лопаткиной и Ильей Кузнецовым (Ротбарт). Одетта-Одилия Лопаткиной в представлении не нуждается, и все же, не раз видев ее в коронной партии и понимая, насколько несоотносим с ней никакой пафос слов, не побоюсь сказать, что спектакль оставил ощущение, что вот оно, настоящее Искусство, где суть не столько в щедром подарке природы, удлиненных невероятной красоты линиях, не столько в достижениях и поиске в технике и в роли, сколько в наполненности танца внутренней личностной энергетикой, которая завораживает, не позволяет отвести глаз от движений, а после побуждает к размышлениям. И нервный, действительно сказочный и злой волшебник Кузнецова был достоин Лебедя Лопаткиной.
В бенефисах самым интересным было представление новинок, хореографии, поставленной специально на бенефициантов: новинкой Николая Цискаридзе была "Кармен" Ролана Пети, в которой он побывал и Тореодором, и цыганкой, и Хозе, Фарух Рузиматов попробовал прикоснуться к фламенко, а Игорь Зеленский делился напряженными переживаниями судьбы художника театра в Concerto Grosso Аллы Сигаловой.
Трио премьер молодых хореографов получилось разнообразным по пластике, по музыке и по организации танцевального материала. В "Мещанине во дворянстве" москвича Никиты Дмитриевского на музыку Рихарда Штрауса при оригинальных находках пластических решений, с юмором поставленных трио и соло не получилось сюжетно выстроенного спектакля, в суете смены сцен потерялась драматургия. "Шинель" американца Ноа Д. Гелбера прозвучала вполне в гоголевском духе - нашлось в ней место и фантасмагории, и трагедии не только благодаря выдумке хореографа, а во многом благодаря ярким актерским работам Андрея Иванова (Акакий) и Ислома Баймурадова (Портной).
Заключительный гала-концерт не стал исключением из логики триединств фестиваля: три дуэта составили его кульминацию - воплощение эмоций, Диана Вишнева и Андрей Меркурьев в порывистом воздушном дуэте Ратманского из "Золушки", искренняя и смелая в поддержках пара, Алина Кожокару и Йохан Кобборг в "Манон" и Ульяна Лопаткина и Илья Кузнецов в только что подготовленном с самим хореографом Trois Gnossiennes Ханса ван Манена. Это геометрически выверенная синхронность, медитативная сосредоточенность партнеров на музыке Эрика Сати. Пожалуй, этот дуэт вполне искупил всю не слишком фестивальную ровность "Мариинского".