СПАСИТЕ НАШИ УШИ!
Массовая культура бросает обществу перчатку. Общество принимает вызов.<br>
Октябрь 2005 года. Несколько десятков человек вышли на Малую Конюшенную улицу, чтобы принять участие в акции протеста против засилья на телеканалах передачи "Аншлаг" и творчества юмориста Евгения Петросяна. Акция была приурочена к юбилейному концерту Петросяна в Петербурге
Михаил Иванов:
- Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о массовой культуре в России. Для меня массовая культура - это культура, которую во всех отношениях определяет лишь коммерческий успех. Хочу сразу обозначить свою позицию: я категорически не приемлю массовую культуру. Считаю, что это главное зло, которое проникло в Россию вместе с падением "железного занавеса" на рубеже 80-90-х годов...
Борис Стругацкий:
- Массовая культура потому и массовая, что изначально рассчитана на Его Величество Подавляющее Большинство. Ее незамысловатость на грани примитивизма. Все решает коммерциализация, рынок. Высокое искусство - достояние меньшинства. И ничего ужасного я в этом не вижу. Каждому свое. Каждый должен найти на рынке то, в чем нуждается. И пока имеет место свободная конкуренция вкусов, стилей, сюжетов и идей, стоит горевать о том, что все люди разные и безвкусица распространена гораздо шире, чем высокий вкус.
Илья Стогов:
- А что является противоположностью массовой культуре? Культура высокая? Но Достоевский и Толстой изданы такими тиражами! Это массовая культура? А сам Борис Натанович Стругацкий разве не относится к массовой культуре? И вообще, только издание классики сегодня можно считать коммерчески успешным. Можно, конечно, собраться с благими намерениями и удариться в стенания: мол, ах, в стране культура умерла! Но я этой смерти не вижу. Как бы вы ни третировали массовую культуру, она лучше, чем массовое бескультурье. Массовая культура - это хо-ро-шо.
Михаил Толстой:
- Вот Илья Стогов говорит, что массовая культура - это хорошо. Но факт есть факт: уровень безвкусия сегодня зашкаливает. Приглядитесь к физиономии этого массового искусства на ТВ! Петросян, "Дом-2", "Последний герой", "Фабрика звезд"... Что здесь от культуры? Ничего. Петросян - самодовольство пошлятины. Спасите наши уши! "Дом-2" - это даже не похабщина. Это апофеоз обнаглевшей скабрезности. А в "Последнем герое" победителем становится тот, кому в уважающем себя обществе руки не подадут. А что на "Фабрике звезд"?.. По стране идет дремучий чес коммерциализованного массового искусства. Пушкин как в воду глядел: дайте, говорил, коммерческую свободу, и в России будут печатать только порнографа Баркова.
Георгий Трубников:
- Лев Толстой в своей знаменитой брошюре "Что такое искусство?" сказал, что все определяется тем, какую цель ставит перед собой автор. Если цель - заработать деньги, то ничего хорошего от такого искусства не жди. Если же автор, отдавая себе отчет, что искусство - это контакт человека с человеком, ставит задачу хоть в какой-то мере исправить нравы, улучшить человека, то это искусство благое. Наша проблема в том, что мы не умеем поддерживать художников, которые ставят высокие цели. Но ужаснее всего то, что те, кто служат мамоне, вовсю кичатся: "У меня вон какой рейтинг! Меня народ смотрит!" Они откровенно эксплуатируют "народопоклонничество".
Илья Стогов:
- Вот вы говорите, что высокое искусство - это то, что не "за деньги". Но Бальзак, Дюма, Достоевский - все они работали в основном за деньги и ради денег... Мне недавно довелось встретиться с теми, кто делает "Дом-2". Я думал, что увижу прожженных циников, кукловодов - одним словом, сволочей, которые несут растление в целомудренные массы. Но они оказались честными, романтическими ребятами. Они мне говорили: "Задача честного журналиста - показывать правду". К сожалению, современные СМИ с этой задачей не справляются. А "Дом-2" справляется. Включая телевизор, мы видим и слышим народ. Да, вот так говорит народ. Который вы редко видите на улице, но который можете увидеть на ТВ.
Михаил Толстой:
- Прекрасно! Только по этому пути надо идти дальше - срывайте крючки с дверей туалетов и зовите телевидение! Надо ведь показать только правду, всю правду и ничего кроме правды. И все крупным планом!
Алексей Мусаков:
- Я все-таки предлагаю плясать от печки. Культура в широком смысле - это действительно отражение эпохи. Вспомним, что мы имели при коммунизме? В зрелые и одновременно застойные годы - сплошное умиротворение. Символическая фигура советской эстрады - Валентина Толкунова с ее набором счастливой семейной атрибутики: "Спят мои чумазые сокровища... Носики-курносики сопят". Я уже тогда все думал: "Почему чумазые? Могла бы ведь и умыть своих чад. Почему сопят? Могла бы ведь проверить у детского врача аденоиды у ребят. Ну, точно дело добром не кончится для режима, у которого такая "классика" массового искусства".
И действительно на горизонте стали возникать другие культурные символы. Появился Виктор Цой. Начали кодировать перемены ("Мы ждем перемен!"). Хотите перемен - получите. Вот вам Горбачев. Какие культурные образцы сопровождали новую эпоху? На память сразу приходит Алена Апина: "Я тебя слепила из того, что было... Узелок завяжется, узелок развяжется..." Нетленный хит! Вот вам и вся любовь, и вся культура, и вся духовность.
Эпоха Ельцина шла под не менее хитовые аккомпанементы.
Вот в какой атмосфере приходится заниматься государственным и политическим строительством. И что же строит Путин? Что должно родиться из этого процесса? Нечто фундаментальное, прочное и продуктивно функционирующее - то, что я бы назвал "неоклассицизмом".
Юрий Потапов:
- Все эти опасения относительно масс-культуры не более чем "буря в стакане воды". Еще прошло так мало времени для новой России, а мы нарисовали здесь этакие апокалиптические картины... Если у нас будет достаточно времени, то будет и чудесное российское искусство. Сейчас неудачный период. Но это ничего. Художники сами справятся с кризисом.
Яков Евглевский:
- Масс-культура нацелена на быструю коммерческую отдачу и массовое регулярное ее потребление. Демократические Афины в Древней Греции и те оказались втянутыми в эти манипуляции. О Древнем Риме с его "хлеба и зрелищ" я уже не говорю. В Колизей гражданам Вечного города разрешали приходить даже с 5-летними детьми. Что это, как не тотальное промывание народного сознания кровью?.. Сегодня же рок-концерты эффективно вписываются в избирательные кампании. Но есть ощущение, массовая культура вырвалась на волю, как бешеный зверь. Хуже того, стала социально деструктивной. Что делать? На мой взгляд, массовую культуру надо политизировать, вписав ее в государственно-гражданские задачи. Сегодня российское сознание одинаково нуждается в прививке политической толерантности и гражданских свобод, с одной стороны, и ответственности и дисциплины - с другой.
Марианна Баконина:
- Действительно, что делать? Выключить Петросяна? Но выключить можно, если есть альтернатива. А как быть в новгородской глубинке, где, скорее всего, выбора нет? Может быть, ТВ там смотрят от безысходности.
Олег Николаенко:
- После того как здесь прозвучало соображение о дисциплине для массовой культуры, сразу же возникает вопрос: "А судьи кто?" У меня нет ответа на этот вопрос. Думаю, что ответа не существует в принципе. Боюсь, что законы развития искусства нам плохо ведомы.
Михаил Толстой:
- Не вызывает сомнения, что массовая культура - это самый настоящий бизнес, который работает "на обороте", а не на качестве. Массовой культуре надо противопоставить такое же массовое усилие гражданского общества, идеологию и волю правительства и всех исполнительных структур. Чтобы запустить этот механизм общественного спасения от натиска масс-культуры, нужна опора не только на официально-вертикальные структуры, но и на демократически горизонтальные силы гражданского общества.
Георгий Трубников:
- Я полностью солидарен с последней мыслью Михаила Толстого. И добавил бы следующее: у нас есть Общественная палата, почему бы не нагрузить ее этой миссией - миссией борьбы за подлинную массовую российскую культуру?
Михаил Иванов:
- Абсолютно не согласен с утверждением, которое очень популярно у тех, кто защищает пошлость на ТВ: "Не хочешь - не смотри. Переключи канал". Извините, это я свою собственную книгу могу закрыть на любой странице и в любое время. Потому что в любом случае она принадлежит только мне. А телевидение принадлежит всем. Телевидение работает за наши деньги и для всех нас. И наши интересы должны по крайней мере учитываться. Мне кажется, мы уже дошли до той последней черты, когда отступать некуда. Массовая культура - это то, что нас просто убивает. И не столько агрессивностью, сколько омерзительной пошлостью. Так чего же далее терпеть? Существует простой тест-вопрос для тех, кто находится в сомнении: своему ребенку вы бы пожелали смотреть тот же "Дом-2"? Не пожелали бы? Тогда какого черта рассуждать, что это полезно для других!
Александр Щелкин:
- Мы разгневаны на положение дел в культуре. И наша рассерженность небеспрецедентна. Такое уже было - в недавней истории и с другими странами. И другие страны с этим худо-бедно справлялись.
Прежде всего, я имею в виду взрыв непотребной массовой культуры, который произошел в США в 1960-1970-х годах. Как бы все это тогда ни называлось ("сексуальная революция", "психоделическая культура" "LSD-опыт", "эскапизм", "наркотический гедонизм") - все это означало одно: страна теряла молодежь, а значит, теряла свое будущее. Но американцы - люди самодеятельные. Они возмутились самими собой. И началось... Началась борьба с "контркультурой", которая разрушала самые основы человеческой цивилизации. На эту борьбу американцев подняли "неоконсерваторы". В Белый дом прошел Рональд Рейган - лидер и выдвиженец этой "неоконсервативной волны". И у американцев получилось. Деловая, интеллектуальная и политическая элита страны объединилась. Не жертвуя демократией, нация преодолела культурный кризис, равный тому, с которым не справился Древний Рим.
Масштабы и глубина нашего кризиса, который своим прожженным цинизмом и коммерческой алчностью несет массовая культура, не меньше. Игривые и сытые коммерсанты от культуры говорят нам, что ржать как лошади над убогими шутками ниже пояса, подсматривать непотребства, публично смаковать грязь, позориться ради саморекламы - это нормально. Нет, господа хорошие! Это кризис!
Нас кормят "чернухой" и говорят: "Что вы хотите - такая жизнь!" Сразу хочется сказать: "Не такая жизнь, сынок". Жизнь - это не то, что есть. Жизнь - это то, чего не хватает в жизни. И если ты этого не понимаешь, то ты не художник. Человек же - это то, чего человеку не хватает. "Я не помещаюсь весь между шляпой и сапогами", - сказал один неглупый человек. Поэтому ссылки защитников массовой культуры на реализм жизни довольно глумливы и наивны одновременно.
Вызов брошен всем - и власти, и гражданскому обществу. Что, опять перессоримся? Или примем вызов сообща, как нация?