"АМЕРИКАНСКАЯ" ЗАБАСТОВКА НА ОБЛАСТНОМ ЗАВОДЕ
Трудовой конфликт на "Форд-Всеволожск" не мешает росту выпуска автомобилей<br>
Вчера профсоюзные активисты Всеволожского автозавода, который выпускает популярную модель "Форд-фокус", провели очередной митинг. На этот раз люди протестовали против увольнения 4 рабочих, участвовавших в недавней "итальянской" забастовке на заводе.
В тот же день концерн Ford Motor Company объявил, что объем российских продаж машин этой марки в I квартале 2006 года возрос на 85 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 15 тысяч 950 машин. Львиную долю этого вала - 11 тысяч 25 автомобилей - составила модель Ford Focus, которую производят именно во Всеволожске.
Такой вот парадокс: профсоюзы, начиная с сентября 2005 года, периодически проводят акции протеста и требуют повышения зарплаты на 30 процентов, а работодатель не только отказывается выполнять их требования, но и увеличивает скорость конвейера.
Владельцы предприятия уволили людей (из-за чего члены профсоюза и вышли сейчас на улицу) с формулировкой "за неэффективную работу". Лидер "фордовской" ячейки Алексей Этманов считает иначе. "Водителей погрузчиков уволили за то, что они работали по инструкции и отказались увеличить нормативную скорость движения на 5 км/ч, - заявил профсоюзный босс. - Это абсолютно незаконно, мы подадим иск в суд, и я уверен, что до-
бьемся возращения рабочих на завод".
До 2005 года Петербург и область были на редкость спокойными в плане забастовок, и вдруг прорвало. На забастовки вышли труженики "Кока-Колы", Морского порта, завода "Форд-Всеволожск"... Основная причина недовольства - "несправедливая" (хотя и высокая) зарплата, а в случае с "Кока-Колой" - нежелание работодателя иметь на своей территории профсоюзную ячейку.
Самым последовательным, упорным и юридически подкованным забастовщиком показал себя коллектив Всеволожского автозавода. Свои требования о повышении зарплаты на 30 процентов Алексей Этманов официально предъявил руководству в сентябре 2005 года. Президент Ford Motor Company в России Хенрик Хензен заверил тогда, что готов к переговорам.
С той поры минуло полгода, а компромисса так и не удалось достичь, хотя была создана и некоторое время собиралась для переговоров примирительная комиссия. После провала ее работы (в конце 2005 года) профсоюзы успели провести одну часовую предупредительную и две "итальянских" (люди приходили на работу, но трудились без энтузиазма) забастовки.
В марте 2006 года руководители завода предложили профсоюзам 12-процентный рост средней зарплаты, но труженики конвейера продолжали настаивать на 30-процентном. Результат бескомпромиссности обеих сторон - очередная "итальянская" забастовка и увольнение четырех водителей погрузчиков.
Средняя зарплата на всеволожском конвейере сегодня - 16-17 тысяч рублей. Это даже по петербургским меркам не так много, в декабре средняя зарплата по городу превысила 14 тысяч рублей. А на "Форде" требования выше, чем на многих других заводах. Персонал прошел жесткий конкурсный отбор, компания производит конкурентную продукцию и постоянно увеличивает норму выработки на одного автослесаря. Рабочие требуют окладов хотя бы как на бразильском предприятии "Форд" (на наши деньги - 24-25 тысяч рублей).
Противостояние продолжается. Но оно мало похоже на традиционную российскую забастовку, когда рабочие от безденежья прекращают работу и все производство "валится". Ситуация во Всеволожске больше напоминает американский вариант торга рабочих и администрации. Одни хотят купить труд дешевле, другие - продать его дороже, но обе стороны заинтересованы в успехе производства. Этот опыт "американской" забастовки может быть полезен всем российским предприятиям, потому что справедливая, определенная в ходе переговоров цена на труд выгодна обеим сторонам и государству.