ЕВГЕНИЙ ХАВТАН: "ЖЕЛТЫЕ БОТИНКИ - ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО ОТ ДЕПРЕССИЙ"

Бессменный лидер группы "Браво" советует мужчинам чаще посещать магазины<br>

Произносишь: "Браво", а подразумеваешь - Евгений Хавтан. Произносишь: "Хавтан", и перед глазами возникает яркая, стильная и смелая - целая эпоха отечественного рок-н-ролла с ее жизнеутверждающими мотивами. Мотивами, за которые легко и непринужденно четверть века назад, в пору запретов, можно было угодить за решетку. С тех пор он не интересуется политикой - до того момента, пока она не начнет интересоваться им. И не слушает новости, потому что его от них коробит. Он немного желчен и скептичен, совсем не похож на свои лучезарные, светящиеся романтизмом, пропитанные наивом песни. Гитарист и композитор, стиляга и коллекционер, идейный вдохновитель и бессменный лидер группы "Браво" - ярый поклонник творчества Довлатова и Шукшина, Чарли Чаплина и Леонарда Коэна, носитель московского духа и даже патриот. Я и сейчас остаюсь стилягой - Герои ваших песен, стиляги, - это вы? - Большая ошибка ассоциировать героев песен с людьми, которые их написали. Это заблуждение, которое часто вызывает разочарование. Просто песни посвящены наиболее приятному для меня времени - когда были чудные компании, первые в стране клубы, где играли качественную музыку. Когда для того, чтобы хорошо отдохнуть, не нужно было иметь много денег, а нужно было знать хорошее место. Сейчас все иначе: подороже, побогаче и побольше понтов. Тогда все было не так, и в этом была особая прелесть. Поэтому в песнях образ собирательный. Хотя, конечно, я тоже был стилягой. Отчасти и сейчас им остаюсь. - Что означало быть стилягой в романтически пьянящие 80-е годы? Что это вообще за философия? - Началось это в Москве с фестиваля молодежи и студентов. Продолжилось Олимпиадой, когда вся "западная зараза", которая здесь запрещалась - джаз, джинсы, сигареты, - все хлынуло в Москву. Мое поколение - первая волна стиляг, а та молодежь, которая выросла на песнях "Браво", - вторая. Это были молодые люди, которые одевались и вели себя не так, как все, чтобы выделяться в серой, безликой толпе. И они действительно очень выделялись. В те годы было сложно достать что-то эдакое. Но было два канала, по которым к нам поступали вещи, становившиеся концертными. Первый - это вещи, найденные на Тишинском рынке, вынутые из шкафов наших родителей и знакомых, сшитые по образцам 40-60-х годов. И второй: спекулянты и фарцовщики, которые сегодня официально называются бизнесменами, зарабатывали на этом деньги, привозя, покупая, перепродавая, обменивая вещи. Это был круговорот вещей в природе, из которого можно было выбрать что-то лучшее. Точнее Довлатова о ботинках не скажешь - Сохранилась с тех времен какая-то вещица, которой вы дорожите? - У меня множество коробок со статьями о нас, с подарками поклонников, с оранжевыми галстуками, которые нам дарили, и нашими концертными вещами. Последних невероятно много, потому что выходить на сцену в одних и тех же костюмах считалось дурным тоном. И среди всего этого хлама я обнаружил большую виниловую бабочку, которую после одного из наших концертов мне подарил Артемий Троицкий. Потом мы с ней выступали. В одном из клипов с ней снималась Жанна Агузарова - получилось очень смешно. - У вас много всякой оригинальной одежды, а самое главное, целая коллекция обуви - около ста пар. С чего она началась? - У меня довольно много необычных вещей. Но никогда не ставил себе цель собрать коллекцию. Если вещь мне нравится, я ее покупаю. Главное, чтобы вещь была непохожа на себе подобных и шептала мне: "Я твоя". Где бы я ни находился, я отыскиваю что-то интересное. Но коллекцией это назвать сложно, потому что я выступаю в этих ботинках. Все они разные, яркие и немного эпатажные. В свет их не вывожу, потому что не являюсь светским персонажем. На тусовках не появляюсь, провожу с группой 70 процентов своего времени. Но на интересные события захаживаю. Очень люблю посещать показы европейского авангардного кино - совершенно неизвестные режиссеры, но очень любопытные фильмы... Кстати, о процессе приобретения обуви мой любимый писатель Довлатов чудесно высказался: "Каждый раз, когда я покупаю ботинки, я делаю это особенно тщательно. Потому что я думаю, что делаю это последний раз в своей жизни. И в этих ботинках меня могут хоронить". Брутально, конечно, но точнее не скажешь. - На вас и сейчас очень интересные ботинки. Стильные, отменного качества, явно не здешние. - Эти как раз отечественные. Теперь наконец-то у нас можно найти все, что хочешь. Главное, обладать вкусом и желанием отыскать свой стиль. Образчик безвкусия для меня - массовая продукция, массовое телевидение, все то, что рассчитано на широкого потребителя. Хотя Энди Уорхол сумел создать из ширпотреба искусство, но это скорее исключение, чем правило. Знаешь шесть магических аккордов - и ты главный человек - У вас имеется еще один интерес: вы неровно дышите к гитарам. При этом в России коллекционеров гитар раз-два и обчелся, а вы один из них. Расскажите про вашу коллекцию. - Ее составляют инструменты родом из Америки и Европы, сделанные в середине прошлого века, связанные с легендарными личностями, музыкантами, гитаристами, оставившими большой след в истории, такими как Beatles, Джимми Хендрикс, группа Kings. Они играли на аналогичных моделях. Здесь таких инструментов не найти - в нашу страну их просто не привозили. Эти вещи мне очень дороги. Я их собираю и бесконечно ими дорожу, потому что очень хорошо в этом разбираюсь. Это собрание представляет ценность и интерес только для людей, которые в этом что-то понимают, а таких ничтожно мало. Для несведущего человека мои гитары - всего лишь дрова для печки. - На ваше богатство никогда не посягали, не пытались стащить? - Было несколько попыток. Но это полумистические истории, потому что каким-то образом мои гитары возвращаются ко мне. К примеру, лет десять назад обокрали квартиру нашего техника - пропало наше музыкальное оборудование, и в том числе одна из моих любимых гитар. Что такое пропажа инструмента в колоссальном потоке преступлений? Нам повезло, что внучка начальника отделения милиции была поклонницей "Браво". Милиция сделала несколько рейдов по местам, где это стоило искать. И нашла! - Почему ваша страсть - именно гитара, а не любой другой музыкальный инструмент? - Гитара - выгодное средство отличаться от окружающих и универсальный язык общения среди подростков во все времена. Поэтому я получил образование в музыкальной школе по классу шестиструнной классической гитары. Сам пошел учиться, в довольно осознанном возрасте - лет в тринадцать. Если ты играешь на гитаре и знаешь шесть магических аккордов, то ты - самый главный человек на своей лестничной клетке, во дворе, в классе. Мне это нравилось и помогло увереннее ощущать себя в пространстве. Музыку я начал писать значительно позже, а что-то внятное впервые появилось, когда я уже учился в институте. Среда обитания и обстоятельства влияют на человека. Появление группы, а потом в ней Жанны стимулировало написание новых песен и некий творческий взрыв. Те люди, которые объединились под названием "Браво", не могли остаться незамеченными. Они были яркими и замечательными. Пошлость 60-х по сравнению с современными ВИА - верх романтизма - Что помогло стать группе такой, какой ее знают и любят? - Мы появились в 80-е, а слово "стилист" - десятилетием позже. То, какими мы стали, - дело наших рук, воображения, таланта. У нас никогда не было людей, которые давали бы нам советы. Только однажды, в 83-м, парни, наши ровесники, притащили бриолин и намазали нам волосы, чтобы они блестели. Как сейчас помню, его привезли из Риги в баночке, похожей на крем для обуви. На этом влияние извне ограничилось. Что до песен, то, как это ни странно, на нас повлияла отечественная музыка 50-60-х годов. Если сравнивать ее с современным российским шоу-бизнесом, это было намного крепче и профессиональнее, нежели сегодня. Тогда я считал, что музыка, которая нам нравится, пошлая. Но если сравнивать с теперешними ВИА - это был верх романтизма. В 70-е была проблема с распространением новинок - это были только бобины. А потом к нам хлынула качественная зарубежная музыка на виниловых пластинках. Она и подсказала тот выдержанный и бесконечно важный для нас стиль, который у нас есть. Помню, 20 лет назад, если появлялся какой-то ансамбль и на обложках своих пластинок выглядел плохо и не стильно, мы его даже не слушали. Словом, гремучая смесь российского и западного рок-н-ролла того времени подарила миру группу "Браво". - "Браво" - и реальность, и легенда, которая, к счастью, жива. Но перемена солистов группы - период переломный: Агузарова, Сюткин, Ленц. Вы, Женя, в данном случае - константа, эдакий летописец. Были моменты, что жизнь коллектива просто висела на волоске? - Это случалось регулярно, каждые пять лет. Это нормальный цикл для любой группы. В нем есть масса плюсов. Когда что-то меняется, происходит что-то новое, есть мощный стимул создавать, творить, писать. Скучно наблюдать группу неразвивающуюся, поющую несколько десятилетий кряду одни и те же песни, мелькающую одними и теми же физиономиями. Хорошо, когда есть свежая кровь. Появляются новые песни и новые поклонники. При этом наша аудитория растет вместе с нами и постоянно пополняется молодыми и даже юными людьми. - Чем вы объясните, что ваши песни так долго живут и их знает наизусть несколько поколений? - Потому что они чистые и простые, подкупают искренностью. Потому что всех достало вранье и цинизм, царящий вокруг. Здорово, что количество молодежи увеличивается на наших концертах. Это не просто приятно - это добрый знак. Моя жена разбирается в музыке больше, чем я - Не скажешь, что вы автор такого количества жизнерадостных песен. Похоже, вы склонны к депрессиям? - Я борюсь с ними. Очень важно просто сменить обстановку, картину, которая постоянно у тебя перед глазами. Меняются эмоции и настроение. Недавно побывал в горах Италии - страны, словно предназначенной для отдыха. Первый раз покатался на горных лыжах. Здорово. Есть еще одно замечательное средство от всех болезней - шопинг. Глупо считать это исключительно женским занятием. По статистике одного американского журнала, в процентном отношении количество мужчин, получающих удовольствие от покупок, значительно выше! Просто каждому - свое. Меня, к примеру, радует обувь. - Музыкант - "человек мира". Вы много путешествовали. Было желание поменять страну? - Лет 15 назад хотелось попробовать эту западную конфету. У меня была попытка уехать отсюда. Она не состоялась, и хорошо, что я не совершил ошибки. Ведь это означает начинать карьеру с нуля. Вообще проблема "творческий человек за границей" очень тяжела. Если ты родился здесь, вырос в этой языковой среде, уже сформировался как личность, прижиться где-то почти невероятно. У меня перед глазами пример моих друзей-художников, которые уехали на Запад. Они с большим трудом ассимилировались. Я рад, что остался. - Для музыканта, как для творческой личности, невероятно важен мощный тыл. Как у вас с этим вопросом? - Моя верная "спина" со мной уже 20 лет. Музыкант порой бывает как побитая собака. Бесконечно важно, когда с тобой рядом есть такой человек, как моя жена Марина, - человек, который видел и слышал все происходящее, мог поддержать в любую минуту, подсказать что-то. В музыке она разбирается, думаю, больше, чем я.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.