ЗНАМЕНИТЫЙ КОТЛОВАН У МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА КУПИЛИ КАЗАХИ
Земельный участок по адресу: Лиговский проспект, 26-38, а попросту котлован, который Валентина Матвиенко назвала "позорным местом, которое должно уйти в небытие", недавно в очередной раз сменил собственника - в третий раз за последние два года. Новым владельцем "ямы" стало ОАО "Казкоммерцбанк", владелец которого Нуржан Субханбердин на родине считается очень влиятельным человеком, чуть ли не конкурентом Нурсултана Назарбаева. Может быть, казахи все-таки сумеют построить на нехорошем месте многофункциональный торгово-развлекательный комплекс? У российских инвесторов, увы, не получилось.<br>
История строительства питерского котлована по мистике напоминает историю "Котлована" Андрея Платонова. Напомним, что проект многофункционального комплекса у Московского вокзала появился у руководителей РАО "Высокоскоростные магистрали" еще в 1996 году. Они вознамерились построить там новый вокзальный терминал, два отеля, торговые павильоны, ресторан, бизнес-центр - много чего хорошего. Но за 6 лет жизни проекта под эгидой РАО "ВСМ" на просторной стройплощадке сумели вырыть только котлован. Зато кредитов только у английских банков первые лица РАО набрали, причем под гарантии государства, на сумму, превышающую 50 миллионов долларов.
Как видим, направление заемных средств "в никуда" шло фантастическими темпами, но владельцы РАО "ВСМ" ответственности не боялись. Осенью 2001 года собрание акционеров РАО передало котлован Министерству имущества РФ по балансовой стоимости 65 миллионов долларов за долги перед Министерством финансов. Более того, в 2002 году Минфин России списал с РАО задолженность перед бюджетом в размере 2 733,7 миллиона рублей "за счет передачи в федеральную собственность объектов незавершенного строительства".
Таким образом, себестоимость легендарной "ямы" путем финансовых манипуляций превысила 80 миллионов долларов, и она перешла под крыло Министерства имущества РФ. Коммерсанты от строительства справедливо считали, что за 85 миллионов долларов (именно такую сумму за объект хотело выручить государство) котлован никто не купит. Во-первых, сама цена земельного участка явно завышена. Во-вторых, запруженный Лиговский проспект не самое привлекательное место для торгово-развлекательных комплексов. Но самым главным тормозом для потенциального инвестора должны были стать долги РАО "ВСМ" и другие обременения, связанные с землей скандального долгостроя.
Однако весной 2004 года появилась надежда, что гиблое место станет преуспевающей бизнес-зоной: земельный участок взялся обустроить консорциум, в который вошли Внешэкономбанк России и региональный холдинг "Веда. Объединенные системы". И хотя летом 2004 года ВЭБ вышел из состава учредителей, на перспективах проекта это не отразилось: группа компаний "Веда" решила вложить в "яму" 305 миллионов долларов.
Инвестор - структура холдинга "Строительная компания "Бриз" - запланировал к концу 2008 года возвести 7-этажный комплекс площадью свыше 200 тысяч квадратных метров. Четыре первых этажа выделялись под торговую зону, пятый этаж отдавался под отель, а два верхних - под аренду офисов. После сдачи объекта под ключ 22 процента акций нового ЗАО стоимостью 85 миллионов долларов должны были перейти государству (в лице Минимущества) как плата за стоимость земли.
В конце 2004 года основатель и владелец "Веды" Кирилл Рагозин немного подкорректировал планы. Он сообщил, что в конце 2008 года на Лиговке должен открыться торгово-деловой центра площадью 180 тысяч квадратных метров с просторной парковкой для автомобилей площадью 55 тысяч метров.
Трагическая гибель Рагозина в январе 2005 года изменила планы новых владельцев "Веды". Они продали проект московской нефтяной группе "Нафта", которая выкупила 62,5 процента у инвестора "ямы" - ООО "Бриз". "Нафта" - богатый холдинг, он взялся за дело без раскачки, и у объекта появился архитектор. Эскиз проекта бизнес-центра на Лиговке разработала британская компания Chapman Taylor. Летом 2006 года на мистическом участке земли должны были наконец закипеть строительные работы.
Словом, к осени прошлого года дело сдвинулось с мертвой точки. Валентина Матвиенко на радостях заявила: "Яма вызывала у петербуржцев совершенно оправданное возмущение. Теперь это позорное место уйдет в небытие".
26 января 2006 года губернатор провела совещание "О ходе реализации проекта строительства многофункционального комплекса по адресу: Лиговский пр., д. 26-38, литера "А". Валентина Матвиенко приняла обязательства ООО "Строительная компания "Бриз" закончить работы до 30 декабря 2008 года. Между тем активы "Бриза" к моменту совещания уже перекупил у российской "Нафты" казахстанский Казкоммерцбанк...
ОАО "Казкоммерцбанк" возглавляет один из богатейших жителей этой страны Нуржан Субханбердин, который решил сменить вектор бизнеса и начал вкладывать деньги в российский рынок. Объект для старта в Питере банкир выбрал, надо признать, непростой и очень затратный. Но господин Субханбердин уже проявил себя в серьезном деле - Казкоммерцбанк построил в Москве пятизвездочный отель "Ритц-Карлтон".
В проекте "Яма" коней на переправе казахи менять не стали. Инвестором многофункционального комплекса продолжает оставаться "Бриз", а сроки сдачи объекта никто не пересматривал. В комитете по инвестициям и стратегическим проектам сообщили "НВ", что "работы по реализации данного проекта идут по предоставленному инвестором графику".
Нуржан Субханбердин, председатель совета директоров Казкоммерцбанка, окончил КазГУ имени Кирова по специальности экономика. В 1990 г. оставил науку, чтобы применить на практике полученные знания в качестве начальника отдела банка "Медеу", который через год был преобразован в ОАО "Казкоммерцбанк". Тогда же двадцатишестилетний Субханбердин стал заместителем председателя правления банка, а с 1993 по 2002 гг. возглавлял правление Казкоммерцбанка.