КОНСТАНТИН ТАЧКИН: "МЫ - НЕУДОБНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ ДОТИРУЕМЫХ ТЕАТРОВ"

Глава единственной частной балетной труппы России - о секрете успеха, который ему неведом.<br>

Из каждого зарубежного тура Санкт-Петербургский балет Константина Тачкина привозит пухлую пачку рецензий, как правило очень теплых или попросту восторженных. В этом смысле наиболее показательны итоги последних британских гастролей, завершившихся в феврале: 17 городов, более 75 тысяч зрителей, раскупленные за три недели до первого выступления билеты, обожательная истерия в лондонской прессе. При этом увидеть уникальную труппу и ее звезд на родине - дело безнадежное. Балет Тачкина в Петербурге практически не выступает. Вот и сейчас труппа находится на другом конце света, в ЮАР, где по контракту с международными промоутерами должна дать 50 спектаклей "Лебединого озера". Перед самым отъездом в Преторию Константин Тачкин ответил на вопросы нашей газеты. - Притом что балеты вашего театра в Петербурге посмотреть невозможно, все "балетные" люди - эксперты, критики, хореографы, артисты других театров - имеют на ваш счет сформированное, и как правило негативное, мнение. Почему? - Потому что существование нашего балета ставит под сомнение профессиональные качества очень и очень многих людей. Мы неудобны - прежде всего для тех, кто привык жить за чужой счет и чьи художественные способности ограничены только навыками по "выниманию" денег из чужих карманов - государственных или частных. С самого первого дня (а это было 11 лет тому назад) нашим кредо была независимая балетная компания, которая бы жила и развивалась только с того, что она сама заработает. - И насколько эта идея себя оправдала? - Судя по сегодняшнему положению вещей, мы выбрали верное направление. Но этот путь, вопреки тем же расхожим суждениям, никогда не был усыпан лепестками роз. Были времена, когда труппа месяцами находилась на полном "ноле". А мы все равно отказывались от гастролей, в случае если условия для наших артистов были неприемлемы. Тогда нам часто предлагали проживание в туристических лагерях с двухъярусными кроватями и очень невысокие гонорары за выступления. Соблазн броситься на эти крохи (имея в виду наше шаткое финансовое положение) был очень велик. Тем более что многие коллеги так и делали, работая практически за еду и кров. Мы сообща решили, что перспектива важнее. И работали на нее. Только теперь мы можем сказать, что в вопросе нашей независимости появился хоть какой-то просвет. И до сих пор у нас нет готового рецепта, как таким образом театр может выжить и развиться. - То есть вы сами не знаете, как достигли своего нынешнего статуса признанного в мире балета коллектива? - Практически да. То, что в России существует только одна полностью частная балетная труппа, лучше всего говорит о том, насколько это непростое дело - добиться ее состоятельности. - Если бы вам сейчас, с сегодняшними знаниями и опытом, предложили начать все сначала... - Я бы отказался. Поднять такой проект еще раз? Нет, спасибо. Я до сих пор не знаю, чем я руководствовался, берясь за это дело. Наверное, только собственной бесшабашностью. - Чем сегодня располагает ваша компания? - Главное украшение нашей труппы - прима-балерина театра Ирина Колесникова. Коллектив насчитывает более 60 профессиональных танцовщиков, большинство из которых - выпускники Вагановки: Сабина Яппарова, Элеонора Адеева, Андрей Яхнюк, Андрей Стельмахов, Сергей Емельянов, Дымчик Сайкеев... Это множество репертуарных спектаклей, и это более 10 тонн декораций в каждой поездке. - Чем достигается благополучие труппы? Обилием зарубежных гастролей? - В общем-то да. С той лишь поправкой, что мы не являемся много гастролирующим петербургским театром. Наша маркетинговая стратегия заключается как раз в акценте на зарубежных турах. Выступления на родине крайне редки. Обычно мы используем пребывание в Петербурге для отдыха, подкрепления сил и подготовки к новому туру. - Летом в нашем городе будет опять не протолкнуться от иностранцев, желающих посмотреть "тот самый" русский балет. Так стоит ли мчаться на другой край света, если ваша клиентура сама приезжает "на крыльцо"? - Жизнь показала, что это делать стоит. То, что происходит в сезон белых ночей в Петербурге, - это в лучшем случае хорошие "капустники". А вообще, в большинстве своем это ничем не прикрытый циничный "чес", эксплуатирующий чужой брэнд и чужие достижения русской балетной школы. Участвовать в подобном мы никогда не будем. Если и делать выступления в Петербурге, это должно быть не слабее, а лучше того, что мы показываем, например, в "Альберт-холле". Поэтому, например, в Доме офицеров мы выступать никогда не станем, ни за какие деньги. - Расскажите о своих нынешних гастролях. Почему именно ЮАР? - У нас представления о Южно-Африканской Республике крутятся вокруг пустыни, колонизаторов и апартеида. На самом деле это достаточно балетная страна. У них есть свой театр. Это наши первые гастроли в стране. Мы открываем для себя новую территорию. Особенность тура в том, что мы привезли сюда только один спектакль - "Лебединое озеро". И нам очень приятно, что 50 выступлений в четырех городах были раскуплены подчистую еще в январе. Организаторы хотели бы ощутимо продлить наши гастроли, но у British Airways не нашлось достаточного количества мест, и мы вынуждены будем закончить выступления в первоначально оговоренные сроки. Опять же, труппе после полусотни "Лебединых озер" будет необходим отдых перед следующим туром. - Все-таки 50 выступлений - это наверняка тяжело. Как удается делать такие длинные туры вдали от родных стен? - На самом деле спектаклей промоутеры сделали даже больше - 60. Но я хочу особо подчеркнуть: артисты балета - не роботы, а тур - не конвейер. У нас отличные, изумительные условия для пребывания. Мы останавливаемся в лучших отелях (в ЮАР это сеть Holiday Inn). В театр и из театра нас доставляют на автобусах - даже если от отеля сто метров. Кроме того, мы привезли три пары солистов, которые сменяют друг друга. Мы делаем все возможное, чтобы наши артисты всегда были в своей лучшей форме и достойно представляли в мире великую школу русского балета. - Наверное, поэтому организаторам гастролей трудно вести с вами дела? - О да. Нелегко. Но каждый год происходит одно и то же: наблюдая за стремительным ростом нашей компании, оценивая результаты очередного турне, нас снова приглашают. Потому что понимают: мы даем то и такого качества, чего другие выдать не способны. Ну а требования? Мы не требуем чего-то запредельного. - Помимо внешних факторов (конъюнктура спроса, например), у любого балетного коллектива есть немало внутренних, так называемых творческих проблем. Как вы их решаете? - Главный подход заключается в том, что мы не идем против собственных принципов. Мы не стремимся "выпрыгнуть из кожи", всех "по- бедить", всем "доказать". Мы поступательно движемся к своей цели, пусть даже и не всегда можем ее четко, по-написанному сформулировать. Такой подход дает свои результаты. Например, перед лондонскими гастролями у нас была очень сложная ситуация - четыре месяца мы не могли найти нужного нам репетитора кордебалета. Мы упорно искали и нашли замечательного, уникального педагога Ирину Иванову. В большой степени именно ей мы обязаны тем триумфом, который имел место в Англии. - Что значится первым пунктом в планах театра по возвращении из африканского тура? - Отдых. Потом - поиски здания для обустройства собственной репетиционной базы, потому что дальше без нее мы уже обходиться не сможем. Мы растем, мы постоянно находимся в поиске новых талантливых танцовщиков, у которых нет возможности для самореализации. У нас масса репертуарных планов. Поэтому репетиционный зал нам очень необходим. Это будет порядка 1200 квадратных метров в исторической части города. Приедем - будем искать. Еще есть идеи по поводу петербургских выступлений. Хотелось бы до Лондона попробовать сделать хотя бы несколько спектаклей. Конечно, если найдем площадку, которая решится с нами работать.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.