АНДРЕЙ МЕРЗЛИКИН: "НАШЕ КИНО И СЕРИАЛЫ РУГАТЬ ПОКА НЕЛЬЗЯ"
Звезда телесериалов - о пользе театров и театральной школы <br>
Исполнитель одной из главных ролей двух "Бумеров" и "Ночного продавца", актер Андрей Мерзликин не хочет быть "конкретной" киноиконой для "конкретных" парней в черных кожаных куртках. Сам себя Мерзликин видит на экране совсем другим, не таким брутальным и не таким плакатным. Новая работа режиссера Виктора Сергеева "Призвание", которая сейчас идет на канале "Россия", реальное тому подтверждение.
- Что изменилось в вашей жизни после того, как вы создали запоминающийся образ Димона в двух "Бумерах"? Узнают ли?
- Конечно же, меня узнают на улице и спешат брать автографы. Стоит ли напрягать извилины, чтобы понять, откуда растут ноги у этой популярности и всеобщего узнавания? Разумеется, желание получить "дружественное напутствие" вызвано моим участием в разных кинопроектах. Нормально ли это - чтобы тебя любили и обожали исключительно по причине растиражированных киноролей? Не-нор-маль-но!
- Судя по реакции, вас это не особо радует?
- Судить зрителя - дело неблагодарное. Однако... В основной массе своей мои пылкие поклонники - рабы экрана. Большого киноэкрана или маленького телевизионного. А театр - это труд. Это большой и тяжкий труд. Не для артиста - для зрителя. Очень просто сесть перед теликом и попереключать каналы. Очень просто сходить в кино и похрустеть поп-корном под грохот "долби сарраунд" вокруг. А в театр с поп-корном и своим диваном не пускают. В театр должен приходить подготовленный человек. Он должен быть... внимательным и сосредоточенным, иметь желание понять и сострадать. И видеть гораздо больше, чем показывает даже самый большой экран.
По моему глубочайшему убеждению, театр - это законный брак, это обязательства, сложности и хлопоты. А кино - брак гражданский, там больше свободы, в любой момент можно уйти. Приятные, житейские хлопоты... Отсюда и следующий весьма бесхитростный тезис: кино - это всегда измена театру. Театр - это труд. Иногда хочется просто бросить все, потому что с утра до вечера одно и тоже - репетиции, спектакли... Труд! Но он несет благо. При всей сложности, при всех испытаниях потом получаешь несравненное удовольствие.
- Однако ваши киношные бандиты и составили вашу нынешнюю узнаваемость... Особенно среди девушек в возрасте от семи до семидесяти...
- Ну так они ж артиста видят, а не бандита, сошедшего с экрана. Это первое. Второе, да и нет у меня таких уж бандитов в обойме сыгранных ролей. Наши персонажи (мои, по крайней мере) в основном из реальной жизни.
В тех фильмах, где я снимался, нет желания подменить реальный мир творческим переосмыслением сценариста и последующей доработкой режиссера. Конечно, с точки зрения рядового обывателя, звучит чудовищно, но наш (мой) бандит... Он по большей части с человеческим лицом. И фильмы по большей части человеческие. Проработав в театре и поснимавшись в кино не один год, я уже имею некоторое моральное право на резюме по поводу своих персонажей: нет людей исключительно "черных", равно как нет людей исключительно "белых". Есть творческое переосмысление, и оно все портит. Отрицательный персонаж - как-то уж много драмы.
Мне частенько удавалось переубедить разных режиссеров по-другому посмотреть на сложившийся стереотип "человека с запятнанной репутацией".
- Вы один такой "театральный" оказываетесь на съемочной площадке? Или слышен "хор голосов"?
- Это очень важный момент: в кино пришли люди, которые без режиссерского слова и шагу ступить не могут. Они не актеры - совсем не актеры. У них нет за плечами драматической школы и театрального опыта. Вот они и рисуют мир таким, каким его видит создатель фильма... То есть за них рисуют, а они уже готовы работать по предложенному шаблону.
- На эту тему неплохо высказался Игорь Лифанов. Помнится, он был очень резок по отношению к тем режиссерам, которые видели в нем лишь злого гения нашей эпохи.
- Ну, быть резким в суждениях и в каких-либо претензиях к режиссеру по той причине, что он видит в тебе лишь "бандита", - это легко. Хотя Игоря понять можно. Когда одно "лестное" предложение идет за другим, тут уж невольно начнешь роптать на судьбу в целом и на очередного режиссера в частности.
Просто люди, занятые подбором актеров, в театр не ходят. В театр ходят те, кто с этим театром рядом живет. А люди, которым сам бог велел отслеживать нужного человека для роли на театральных подмостках, или купились на твой очередной кинообраз, или "купили" тебя, приглядев в телерекламе. А это плохой актерский "рынок". Хороший - сцена.
- Раньше киношники в театре обычно и находили актеров на роли в кино. Папанов, Смоктуновский, Броневой...
- Поэтому мы раньше имели одно кино, а теперь имеем то, что имеем. Было время, когда каждая роль актера была жемчужиной. А теперь работа для большого или малого экрана - это своего рода лабораторная работа над собственным имиджем. Модно принимать участие в раскрученных проектах, где большой бюджет и большая реклама.
Правда, и сейчас иногда мы видим: вот оно - искусство! Те же "Свои" Дмитрия Месхиева. Это штучный товар - такого сейчас очень мало. Петр Буслов (режиссер-постановщик фильма "Бумер". - Авт.) хорошо стартовал. Мне в его работе нравится отсутствие ложного восприятия мира. Раз это кино, "а давайте"... У Буслова никаких "давайте", бессмысленных и беспощадных, нет. И получается кино!
- Почему практически все отзывы о кинопроцессе диаметрально противоположны? Либо "кино на подъеме", либо "стагнация углубляется"?
- Потому что мы - молодая нация, у нас менталитет крайностей. Наше кино или сериалы ругать нельзя. Наше новое российское кино сейчас в стадии роста. А за стадию роста ругать нельзя. Вот когда вырастет, встанет на ноги - тогда и надо спрашивать, отчего это так, а это не так.
- И вы этот период пропускать не станете...
- Нет конечно. Буду работать в поте лица своего. Несмотря на то, что дают и предлагают не всегда одни зерна. Есть и шелуха, пустые сценарии. Хорошо, если в основе лежит известное добротное произведение. Когда снимают 16 серий про одного отдельно взятого милиционера - это абсурд. А "Идiотъ" - это шедевр.
- А что бы вы отметили из собственных киноработ?
- Сериал "Курсанты". Это показательная работа, и этим фильмом я горжусь и буду гордиться впредь.
Не знаю, смогу ли я говорить то же самое про свою новую работу - сериал "Призвание". Пошел туда работать лишь по причине наличия в этом проекте хорошего режиссера. Не хочу, не люблю говорить про эту свою новую работу. Не из кокетства. Просто... Не Гамлет. Может, я не прав. И насчет роли, и насчет фильма. Но... Пусть этот фильм зрители "проживут".Андрей Мерзликин родился в 1973 году в подмосковном городе Королеве. Окончил ВГИК, мастерскую Евгения Киндинова. Работает в Театре Армена Джигарханяна. Фильмография: "Новости" (1999), "Любить по-русски-3. Губернатор" (1999), "Лицо французской национальности" (2000), "Траектория бабочки" (2000).
Сериалы: "Золотой век" (2002), "Бумер", "Вокзал", "Красная Капелла" (2003), "Штрафбат", "Конвой PQ-17", "Наваждение", "Курсанты" (2004), "Жмурки", "Бумер. Фильм второй", "Ночной продавец" (2005).