И ДОМ СТАРИННЫЙ СПАСТИ, И ДЕНЕГ ЗАРАБОТАТЬ
На отечественном реставрационном рынке не хватает квалифицированных работников и качественных материалов<br>
В ХХ веке школа реставраторов города на Неве не просто задавала тон. Она воспитывала кадры, разрабатывала технологии и методики реставрации, которые использовались во всех уголках нашей страны. В 90-е годы в результате произошедших социально-экономических перемен ситуация резко изменилась. Далеко не все смогли приспособиться к рыночным отношениям, прекратили существование некоторые реставрационные объединения и научные организации. Известной и уважаемой в Петербурге фирме "Спецпроектреставрация" удалось сохранить свой имидж и научный потенциал. Но ее не миновали трудности, волнующие сегодня всех городских реставраторов. Об этом рассказывает руководитель 6-й мастерской Ирина Воинова:
- За последние годы в реставрации изменилось очень многое - технологии, оборудование, материалы. Сегодня не только перед ремонтом исторического здания, но и перед простой окраской его фасада необходимо сделать химический анализ старой краски, штукатурки, кирпича. В Петербурге появились фирмы, выпускающие известковые штукатурные смеси, которые близки к старинным составам и могут быть использованы при реставрации. Но все же отечественных материалов для реставрации на нашем рынке очень мало. Их производство пока не пущено на поток. Приходится использовать немецкие, польские, шведские составы. А импортная продукция значительно дороже.
Реставраторам сейчас приходится в основном не ожидать госзаказов, а самим искать частных инвесторов, которые намереваются восстановить то или иное старинное здание. Зачастую это происходит, когда его арендаторы подписывают охранное обязательство, в котором им предписывается восстановить данный памятник архитектуры. Иногда они выходят на нас сами или их направляет КГИОП. Из наиболее значимых городских проектов наша компания, например, работала с фасадом Юсуповского дворца на Мойке, сейчас занимаемся совместно с архитектурным бюро "Паньковский и партнеры" подворьем Зеленецкого монастыря на проспекте Обуховской Обороны.
А самая главная для нас работа - реставрация комплекса Ораниенбаум. Она началась два года назад, когда губернатор Валентина Матвиенко издала указ о его реконструкции и создании фонда восстановления комплекса. "Спецпроектреставрация", как генеральный проектировщик, осуществляет корректировку программы всех действий на территории. Кроме того, сами мы реставрируем ораниенбаумский Меншиковский дворец. Окончательный срок сдачи комплекса - к будущему юбилею Ораниенбаума в 2011 году. Но расслабляться нельзя - ведь объем работ очень велик. Сейчас параллельно проектируем сети - сразу на всю территорию, чтобы восстанавливаемые строения не оставались без света и обогрева. Радует, что с финансированием стало намного легче. Если в 2002 году было выделено всего около 800 тысяч рублей, то на 2006 год в целом на комплекс отводится 250 млн рублей. Всего, по предварительному сметному расчету, на восстановление понадобится около 7 млрд рублей, но и этих денег явно не хватит в связи с инфляцией, постоянным удорожанием материалов.
Очень негативную роль играют в нашей работе тендеры на выбор проектировщиков и подрядчиков. Чтобы нормально начать реставрационный сезон в конце мая и закончить его в конце октября, нужно проводить конкурсы в январе-феврале. Этот график, как правило, соблюсти не удается. Случается, что попадаются недобросовестные фирмы-исполнители. Штрафные санкции к ним применить невозможно, поэтому приходится просто заставлять их переделывать брак.
Очень тревожит и то, что кадровый состав реставрационных фирм потихоньку стареет, а нового пополнения практически не происходит. Речь идет в основном о представителях так называемых "рабочих специальностей". У нас крайне мало людей, умеющих работать с известью, восстанавливать лепные украшения, выполненные из гипса. При Петербургском архитектурно-строительном университете только совсем недавно создано отделение архитекторов-реставраторов. Так что еще рано говорить о результатах. К тому же заработки в этой сфере весьма незавидны. А ведь дефицит квалифицированных специалистов приводит в ряде случаев к резкому снижению качества выполняемых работ, что абсолютно недопустимо при реставрации памятников архитектуры.