В АНКЛАВЕ ТОРГУЮТСЯ ЗА ДЕШЕВЫЕ ИНОМАРКИ
Вчера в Калининградской области начался беспрецедентный аукцион. На торги выставлено право ввоза по льготному таможенному режиму на территорию российского анклава автомобилей иностранного производства. Льготная растаможка, которой уже десять лет успешно пользовались жители области, на порядок дешевле традиционной общероссийской. Этот вид льгот продается в последний раз. Поэтому ажиотаж вокруг последнего в Калининграде аттракциона неслыханной щедрости царит нешуточный.<br>
Квоты на практически беспошлинный ввоз автомобилей продавались в Калининграде уже десять лет. Правда, не всем желающим. Группа предприимчивых людей, приближенных к самым верхушкам региональной власти, скупала государственную индульгенцию оптом на почти конфиденциальных торгах. Причем практически за бесценок - 100-200 долларов, чтобы потом продать любому желающему приобрести заветную иномарку уже за 1500-1800 долларов.
- На аукционах всегда работала одна и та же группа лиц, вообще не имеющая никакого отношения к автоперегонам, - сообщил "НВ" перегонщик со стажем Сергей Симонов. - Люди делали деньги из воздуха.
Околовластные бизнесмены материализовали государственные индульгенции во вполне реальные дивиденды, которыми они делились с организаторами торгов. Так, в августе 2004 года при получении взятки в 150 тысяч долларов был арестован председатель аукционной комиссии Савва Леонов. Тремя месяцами позже избит его заместитель Олег Павлишин. Тем не менее квотные торги продолжались с прежней бойкостью, и правила тендеров принципиально не менялись. С приходом осенью прошлого года нового губернатора Георгия Бооса, провозгласившего своим постулатом борьбу с коррупцией, схема квотного тендера кардинально изменилась.
Теперь для того чтобы победить на аукционе, взятки давать никому не надо. И пользоваться услугами перекупщиков тоже. Достаточно подать заявку на торги и выиграть желанный лот, стартовая цена которого составляет всего 30 рублей. На продажу выставлено 8 тысяч лотов. По одной квоте в каждом. Хватить должно всем. Но...
Среднестатистическому участнику торгов пришлось потратить немало времени и денег, чтобы получить возможность поторговаться за право льготного ввоза железного коня.
- К торгам допускаются только юрлица и "чэпэшники", - с горечью констатирует Сергей Симонов. - Никаких частных лиц. По-моему, это глупость.
Между тем для того чтобы сегодня зарегистрировать в регионе "акционерку", необходимо выложить не менее 2 тысяч рублей. ЧП обойдется куда скромнее - в 400 целковых. Необходимо также зарегистрироваться вступительным взносом в Пенсионном фонде, а также оплатить сборы на регистрацию участника внешнеэкономической деятельности.
- За последнюю декаду около 7 тысяч граждан неожиданно пожелали стать предпринимателями, - посетовала начальник отдела налогообложения физических лиц областной налоговой инспекции Ирина Матвейчук. - Регистрируются целыми семьями, включая пожилых родственников, не думая о последствиях.
Из вновь организованных "чэпистов" мало кто себе представляет, что теперь им необходимо регулярно отчитываться перед фискальными органами. Что если бизнесмен поневоле надумает продавать ввезенную иномарку, то обязан провести эту операцию через кассовый аппарат. Который тоже надо будет приобрести. Для того чтобы подать заявку на участие в торгах, в конкурсное агентство необходимо также выстоять очередь. И немалую. С регулярной перекличкой. По старому, советскому принципу очередь занимают с ночи. К нежелающим толпиться с предложением "продать свое место" сразу же подходят предприимчивые граждане. Они не собираются участвовать в автоторгах, но грядущему аукциону очень рады.
Для того чтобы вскрыть 8 тысяч конвертов с заявками, организаторам понадобится не менее 3 дней. Единственная надежда, что заявок окажется меньше числа объявленных лотов. Тогда все участники торгов автоматически становятся победителями.
- Но выигранные квоты необходимо использовать до 1 июля, - констатирует Сергей Симонов. - То есть таможня должна ежедневно оформлять не менее 120 авто. Это не так просто, если учесть, что в самые напряженные дни до этого на терминалах не скапливалось больше 30 машин.
Однако это не самая большая неожиданность, ожидающая по завершении аукциона счастливых победителей. Согласно постановлению правительства РФ, с 21 апреля ввоз иномарок в Россию возможен только при наличии в сопроводительных документах экологического сертификата "Евро-2". Подобный документ в стране имеют право выдавать только два московских института. Поэтому не исключено, что рядовой калининградец, в последний раз пожелавший воспользоваться льготной растаможкой, еще не раз с томной ностальгией вспомнит добрые времена, когда он, ни о чем не думая, мог запросто приобрести втридорога квоту у перекупщика и уже через пару часов разъезжать по старинному городу на подержанном, но надежном железном коне.