КОНСТАНТИН БРОНЗИТ: "ГЛАВНОЕ - ПЕРЕБОЛЕТЬ ДИСНЕЕМ"
Известный российский аниматор с детства мечтал о мультфильмах<br>
ПРОФЕССИЮ АНИМАТОРА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
- Сейчас, с появлением компьютера, мультипликация выходит на новый этап развития. Как теперь работают над созданием анимации?
- 20 лет назад, чтобы создать всего один кадр фильма, приходилось рисовать персонажи на кальке, переносить их на прозрачный лист целлулоида, обрисовывать тушью и вручную закрашивать каждую фазу. Причем делать это нужно было поэтапно, в течение нескольких дней, чтобы сырые краски не растеклись и не смешивались. Сейчас, с появлением компьютера, все стало проще. Но распространенное в народе мнение, что теперь достаточно нажать кнопку и компьютер сам все сделает, глубоко ошибочно. Никто еще не придумал такой программы, которая бы заменила ручной труд. Профессию художника-аниматора никто не отменял. Компьютер сам ничего не рисует. Это инструмент, которым нужно уметь грамотно пользоваться. Но компьютер излишне демократизировал нашу профессию. Появилась иллюзия, что человек может сделать мультфильм, сидя дома. В принципе, многие так и делают - весь интернет заполонен дешевыми, примитивными мультиками.
- Успешные ленты восполняют финансовые затраты?
- Такой отдачи, чтобы жить без Госкино, не приносят даже самые успешные фильмы.
- Мультипликация дешевле или дороже обыкновенного кино?
- Можно найти примеры как менее, так и несравненно более дорогого игрового кино по сравнению с нашим, анимационным. Я бы сказал, что мультипликация как вид кинематографа гораздо более дорогостояща просто потому, что это ручной труд очень большого количества людей. 200 человек работают над одним большим полнометражным проектом в течение целого года, а то и дольше. Игровое же кино можно снять за полгода с командой в 50 человек.
МАСТЕРСТВО МУЛЬТИПЛИКАТОРА В ПРЕУВЕЛИЧЕНИИ
- Слышала, что некоторые мультипликаторы прорисовывают персонажей фильма по материалу, где играл актер.
- Это классический метод. Но сейчас им никто не пользуется. Так были сняты классические отечественные ленты - например, "Аленький цветочек". Зритель ничего не замечает, а профессионал все видит сразу. На самом деле это выглядит отвратительно, получается какая-то синтетика. Для этого не нужно быть аниматором, художником.
- В чем же тогда мастерство мультипликатора, как не в точной передаче движения фигур?
- В преувеличении, конечно. Мультипликация все время "передергивает". Но именно тогда она становится выразительной и интересной. Без гиперболизации мультипликация невозможна - движение получается серым и невнятным.
АЛАДДИНОВ НАСМОТРЕЛИСЬ ДОСЫТА
- В последнее время "мультипликационное мыло" стало для телевидения обычным делом...
- Это требование телевидения. Когда-то Госкино выделяло деньги на единичные картины - на то, что сейчас называется авторским кино. Телевидению за это не нужно было ничего платить. Оно было просто обязано ставить детские программы и авторские фильмы. Сейчас телевидение не заинтересовано в таких работах, даже в очень хороших. Его интересует одно - деньги, рейтинг, доход. Нужны сериалы, "мыло". Все это смотрят - и идет реклама. Но в детские программы рекламу ставить запрещено. И зачем тогда они телевидению?.. Авторская мультипликация, конечно, не умерла. Но она создается не для отечественного телевидения, а для фестивалей и экспорта.
- Как вы вышли на былинную тему?
- Случайно. Студия закончила "Карлика Носа", который был первой российской полнометражной анимационной картиной за последние 10-15 лет, и продюсеры - Сергей Сельянов и Александр Боярский - искали сценарий для следующего проекта. По интернету нас нашел Максим Свешников из Украины и предложил сценарий "Алеши Поповича". Нам в общем понравилось - потому что мы чувствовали, что зритель соскучился по русской теме. Насмотрелись уже досыта и аладдинов, и наутилусов. Есть вещи сугубо фольклорные, национальные, которые рождаются только здесь. Дисней или Голливуд никогда не будут делать ничего про Алешу Поповича. Они просто ничего про него не знают. Нам повезло, мы попали в точку.
- Эти мультики, кроме всего прочего, продолжают традицию русских сказок. Таким образом, через мультфильмы вы передаете традиции нашей страны. Была, наверное, и такая цель?
- Да. И в Москве, на студии "Пилот", родился замечательный проект "Гора самоцветов". Он состоит из 52 фильмов и рассчитан на три или пять лет работы. Сейчас прошло два года, сделано около 25
13-минутных фильмов. Суть проекта такова: отдельно взятый режиссер из любого уголка нашей страны делает свою самостоятельную авторскую работу на тему какой-то сказки народов, населяющих нашу страну. В аннотации руководителя этого проекта Александра Татарского я прочитал замечательные слова: "Мы растим иностранцев в собственной стране". По телевизору идут сплошные скруджи, робокопы, а при этом ребенок не знает, что происходит в собственной стране, какие у нас есть сказки, какой у нас фольклор. Народная мудрость, которая заложена в этих сказках, проходит мимо.
МИККИ МАУС - ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ
- Над чем сейчас работает ваша студия?
- Делаем "Илью Муромца", над которым работает режиссер Владимир Торопчин. Имя пока неизвестное - как и имя любого анимационного режиссера вообще, особенно начинающего. Теперь это главный проект студии, мы будем его делать в течение года. Я тем временем тружусь над своей очередной авторской короткометражкой.
- Как вы пришли к мультипликации?
- Многие талантливые режиссеры оказываются в этой профессии случайно. Я же этим занялся абсолютно сознательно. Чуть ли не с младшего школьного возраста рисовал, мечтал о мультфильмах и упорно шел в эту сторону. Первые симптомы заболевания проявились во втором классе.
- Был ли какой-то шедевр, который вас впечатлил и подтолкнул к занятиям мультипликацией?
- Я обожал Диснея. Это нормально - Диснея обожали все. Важно было только этим переболеть. Ведь все эти короткометражки, микки маусы, Том и Джерри - вчерашний день. На них нужно учиться мультипликации, но делать так сейчас - уже дурной тон.
- Что вам больше всего нравится в вашей работе?
- Конечный результат. Нравится, когда идет мое кино, а я сижу в зале и вижу невероятную реакцию публики - вижу, как она кадр за кадром влюбляется в мой фильм.