ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ МАСТЕРА
О главе петербургской виолончельной школы Анатолии Никитине - его ученики, коллеги и друзья<br>
Хождение не только за три моря, но и за два океана пришлось бы совершить, чтобы познакомиться со всеми учениками народного артиста России, профессора Санкт-Петербургской консерватории Анатолия Никитина. Всемирно признанный мэтр виолончели, он многие годы, еще со студенческих лет, играл в Филармоническом оркестре Евгения Мравинского, а затем Юрия Темирканова, где теперь работают его воспитанники. "Блестящий виолончелист, выдающийся солист-концертмейстер, превосходный и всесторонне развитый музыкант", - такую характеристику дал Никитину композитор Дмитрий Шостакович. Три десятилетия назад Анатолий Павлович организовал из своих питомцев единственный в своем роде ансамбль виолончелистов, который дал концерт в Консерватории в честь юбилея своего учителя. Петербуржец встречает сегодня свое 75-летие в отличной творческой форме, окруженный любовью учеников, коллег, друзей и почитателей. В этот праздничный день они и составили по моей просьбе портрет юбиляра.
ИСААК ШВАРЦ, КОМПОЗИТОР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:
- Анатолий Павлович - мой близкий друг. Знакомы мы уже лет двадцать как соседи по Сиверской, где я живу, а у него тут - дача. Его здесь любят, потому что он всегда относится к людям по-доброму. Вырастил чудесный яблоневый сад. Сюда приезжают его ученики. Ну а мы с ним часто слушаем вместе записи крупнейших наших мастеров в жанре симфонии, в жанре оперы. Говорим о музыке, и Никитин в этих разговорах открывается как музыкант широкой образованности. Еще один редкий его дар - никому не завидовать. По случаю юбилея я посвятил ему пьесу "Элегия", которую он собирается сыграть на концерте в Гатчинской музыкальной школе. Пьеса пьесой, но в жизни элегический жанр не имеет ничего общего с натурой Никитина. Паспортного возраста в нем я не чувствую. Считаю, что мне очень повезло с моим соседом по даче, по жизни и по отношению к музыке.
АЛЕКСАНДР ЧАЙКОВСКИЙ, КОМПОЗИТОР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ, РЕКТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ:
- В наше время, перенасыщенное информацией, в музыке размывается само понятие школы, которое мы связываем с именами Ауэра, Римского-Корсакова, Нейгауза... Студенты слушают записи, кто-то подражает одному, кто-то другому, хотя и занимаются у одного профессора. На смену школе приходит что-то другое. И в этих обстоятельствах Анатолий Павлович Никитин представляется мне одним из последних могикан, которого по праву можно назвать главой петербургской виолончельной школы. Она отличается от московской определенным стилем игры - быть может, большей классичностью, большей мягкостью. Анатолий Павлович сохраняет общность отношения к музыке и к инструменту. Музыкальный Петербург сегодня невозможно представить без учеников Никитина. Работа всех оркестров просто бы остановилась, если бы в них не играли его воспитанники. Никитин - форпост старой русской традиции. Думаю, в этом заключается его особая роль как педагога и как музыканта.
СЕРГЕЙ РОЛДУГИН, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ, ПРОФЕССОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ:
- Из многих советов Анатолия Павловича, помимо того, что относится к ремеслу, мне особенно запомнилось его высказывание о профессии. Если хочешь добиться в жизни чего-то серьезного, надо в первую очередь стать высоким профессионалом, иначе о тебя будут вытирать ноги все кому не лень. Ну а чтобы стать настоящим профессионалом, надо многим жертвовать, быть целеустремленным в достижении цели. Для Анатолия Павловича важно, чтобы ученик доверял ему и следовал его педагогическим советам. Порой это носит жесткую форму. Но ведь и жизнь жесткая. Надо как можно быстрее самоутверждаться. И он вкладывает в ученика максимум той необходимой технологии, с помощью которой можно добиться успеха. И талантливый человек, развиваясь, всегда сможет соединить эту мощную базу с собственной индивидуальностью.
ВЛАДИСЛАВ ЧЕРНУШЕНКО, НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
- Есть такое произведение у Стефана Цвейга - "Нетерпение сердца". Это чувство очень свойственно Анатолию Павловичу, который отличается неспокойствием души и постоянным поиском нового. Кафедра виолончели, укомплектованная его учениками, обеспечивает будущее Консерватории минимум на полвека вперед. Если же говорить об особенностях его игры, то меня всегда восхищал изумительно певучий верхний регистр виолончели. Музыканты, как правило, испытывают большие трудности с верхним регистром, особенно когда выступают в сопровождении оркестра. Но у Анатолия Павловича и его учеников верхний регистр обладает свойством не только певучести, но и удивительной полетности звука. И эта полетность создает возможность всегда ясно слышать солирующий инструмент.
А еще есть у Анатолия Никитина поистине юношеский кураж всегда достойно выглядеть среди учеников. На концертах своего виолончельного ансамбля, который постоянно обновляется, он нередко играет соло после выступления именитых лауреатов и не уступает своим воспитанникам, находящимся в расцвете сил. Далеко не каждый мэтр в его возрасте одержим таким азартом. Но может быть, и молодые добавляют учителю своей энергии, платя ему любовью за все, что он передал им по наследству.