АРТУР ВАХА: "ЭТО Я, А ЭТО - МАМА МОЯ"
Двойной портрет актера и его мамы в интерьере со сфинксом и тарантулом<br>
Недавно состоялся премьерный показ фильма "Мечта" режиссера Сергея Снежкина. Немножко фарса, чуть-чуть гротеска, не обошлось без классических приемов "комедии положений". По закону жанра в конце "прилетел в голубом вертолете волшебник", президент Кирилл Кириллыч, и всем роздал от щедрот своих. Получилось хорошо, узнаваемо.
У всех в картине есть своя мечта. Заслуженный артист России Артур Ваха, исполняющий в фильме главную роль "бомжа из благородных", и его мама Воля Васильевна - наши собеседники.
"Я вырос на набережной"
Дом, в котором живет Артур Ваха (АВ) и его мама Воля Васильевна (ВВ), расположен в самом центре.
ВВ: - Раньше мы жили на набережной Робеспьера, в доме напротив Финляндского вокзала. Но однажды пришли люди и сказали, чтобы мы срочно выселялись, потому что дом "падает". Вы будете под обломками, говорили. Нам предложили большую комнату в коммуналке. Я - профессор, сын - заслуженный артист, почему мы должны сидеть в одной комнате, спрашивается. Я долго боролась, и наконец нам дали эту квартиру. Оказалось, это была афера. Кто-то хотел получить наш дом на набережной.
- У Артура не было выбора?
- Сначала я работала архитектором в "Эстонпроекте". Потом поставила там спектакль, а отец Артура, Виктор Ваха, работал актером, его тоже я подготовила. И тогда эстонское министерство культуры дало мне направление в институт. Направление не сработало, но в институт в Питере я поступила. Преддипломная практика была в БДТ. Я училась у Розы Сироты, эта гениальная женщина была помощником у Товстоногова. Я приводила Артура на все репетиции в театральный институт. Его спрашивали: "Девочка, как тебя зовут?" Он обижался и говорил: "Я мальчик Артурик". А однажды он лег на пол и сказал, что больше не может отвечать на эти вопросы. Потом мне пришлось со всем этим расстаться и перейти в педагогику, надо было воспитывать сына.
Ваха не грузин, он - эстонец
В маминой комнате стены увешаны, а полки уставлены фотографиями.
ВВ: - Это Стинг, мой любимый рок-музыкант. А это портрет Шостаковича. Я увидела эту фотографию в Консерватории. Пересняла и повесила дома, потому что на других снимках он на бухгалтера какого-то похож. А это Михаил Чехов с собачкой. Скульптор Павлик, мой хороший друг. Ему Аникушин поставил "пять", а в скобках написал "гениально".
"Любвеобильненькая ты моя", - Артур говорит. Может, он иронизирует, конечно, но мне это дает возможность держаться за все.
АВ: - Просто есть люди, у которых конус к себе идет, а у других - от себя к людям.
ВВ: - Я - идеальное порождение социализма. Неприхотлива, за зарплату не дерусь, меня интересует процесс. Где бы я ни работала, я ставила перед собой цель. Пришлось работать и в простой школе. Когда Артур был в плохом возрасте, ни о каком театре не могло быть и речи.
А вот с языками у меня война. Когда-то мне предлагали стать заместителем главного архитектора города с условием сдать через три месяца экзамен по эстонскому языку. Это для меня непосильно. Английский учила 30 лет, бесполезно. Я страдаю слишком большим почтением и уважением к языку. Не могу позволить себе говорить неправильно. Как-то мы возили в Америку спектакль. Пробыли там 32 дня, жила у хозяйки, нам переводили. Перед отъездом я на приличном английском сказала ей, что хочу подарить ей презент на память о нашем пребывании. "Какая хитрая! Что же вы до сих пор молчали?" - удивилась она. А я просто стеснялась.
Когда-то в школе был немецкий, но я и его не знаю. До трех лет я вообще говорила только на украинском. Мои предки - степные украинские интеллигенты, как я их называю. Бабушка - Тимошенко, но не та. Мы из раскулаченных. Было 9 детей, и все работящие. Все дети имели образование, все были учителями. Папа у меня был из "оборванцев", мама учительствовала в деревне и там вышла замуж. Уже на пенсии мама увлеклась фольклором, говорами. Она великолепно читала сказки. Ее приглашали в Ленконцерт, но она не пошла. Дома полно словарей, недавно приобрела украинский, кстати, что-то там наша Украина в последнее время взбесилась.
- Откуда у вашей семьи такая редкая и "энергичная" фамилия?
ВВ: - Фамилия Ваха - эстонская и означает "воск". Там был такой Калью Ваха, в переводе "скала из воска", двоюродный брат отца Виктора. Его сын, Яак Ваха, живет в Финляндии. Он составил родословную, приезжал к нам в Питер. Теперь мы знаем, где в этой родословной место Артура.
- В вашей семье растет еще одна "киношница"?
АВ: - Дочка вдохнула запах кулис, выходила на сцену в Театре комедии лет пять назад. Хотела быть актрисой, сейчас вроде гримером. Я купил электронное пианино, но пока это домашнее музицирование. Сам я несколько лет занимался фортепиано, потом годик гитарой, потом все в подворотню перешло. Но сам себе аккомпанировать научился. Мама меня никогда не заставляла. Дочка, как и я, ничего не понимает в математике.
ВВ: - При слове "математика" он делал тройной прыжок, который никакому Брумелю не снился. Я вообще не умею настаивать. Могу советовать. Кстати, когда Артур учился на фортепиано, а я была совсем нищая, мне не хватало денег инструмент купить. Позвонили мои воспитанники и сказали, что едут с подарочком. Открываю дверь, а там грузчики. Вот это и был "подарочек".
- Чем живем, что работаем?
АВ: - С Дмитрием Месхиевым недавно закончили кино "Семь кабинок". В сериале "Свой - чужой" сыграл московского бандита. В театре играю то, что уже выпущено, нового пока не репетируем. В Театре комедии - "Деревенская жена", "Мой вишневый садик", "Как важно быть серьезным". В театре Ленсовета - "Заговор чувств", в БДТ - "Таланты и поклонники". Из работ прошлых лет не стыдно за Хамчика из сериала "По имени Барон". Точное попадание получилось.
"Дракона" делаю из кошки
На кухне в корзинке живет кошка породы сфинкс. Голенькая, точнее - бесшерстая.
АВ: - Зашел как-то к друзьям в гости, а у них - черный лысый кот. Мне очень понравилась порода, такое телесное животное, похожее на инопланетянина. Они сказали, что в питомнике, где покупали своего кота, есть еще кошечка. Ее никто не хотел покупать. Ветеринары забраковали, сказали, что от нее никогда не будет приплода. Я решил - возьму бесплодную кошечку. Не буду же специально разводить котят на продажу. Переделали дурацкое имя Барби, которое ей дали в питомнике, в русскую Варьку, и за какие-то совсем смешные деньги я ее купил. Когда же кошечка подросла и пришла пора цветения, она стала просить кота. Я отвез ее к тем же друзьям на недельку. Все равно ж, думаю, потомства не будет. Потом, когда я ее забрал, кот, видимо от тоски и печали, умер через 5 дней. А она взяла да и родила одного котенка. Я его тем же друзьям и отдал. А в другой раз она принесла четырех котят. Раздаем театральным, киношным друзьям. Очередь уже образовалась.
Это дом моего сына
А еще в комнате живут два попугая-неразлучника и паук-птицеед.
ВВ: - У нас всегда попугаи большие были, теперь вот неразлучники. Волнистых никогда не было.
АВ: - Шли мы как-то с дочкой Машкой, ей сейчас 13 лет, по Владимирскому пассажу, там есть зоомагазин. "Папа, смотри, какой паук. Мы тут с бабой Волей недавно ходили. Она сказала, что хочется такого дома иметь". Ну, думаю, зря ты это сказала. Дня через два я притащил этого паука. Раньше у нас были скорпион и тарантул. Это я ловил. На съемках под Алма-Атой мне сказали, что там нет скорпионов. Я первый же камень отвернул, а там скорпион сидит. Я его в коробок и в карман сразу. Обратно со съемок летели, я дяде Мише Светину и говорю, что у меня тут скорпиончик есть. "Я с тобой не полечу", - кричал он. Паук у нас спокойный, ест тараканов. Дома такого корма нет, приходится покупать в специальных магазинах.
Бывший коммунальный коридор
Посередине длинного коридора, уставленного книгами, маленький холльчик с креслами и компьютером, который Воле Васильевне принесли опять же бывшие ученики. И она в свои 75 лет полна решимости его освоить.
АВ: - Книг здесь столько, за всю жизнь не перечитать. Жаль только, что, когда на это будет время, со всей этой мудростью останется так мало жить...
Прощаемся, проходим мимо двери с трамвайной табличкой "Места для худых и без сумок". Прямо в парадной мотоциклетно-стальной "конь" YAVAHA (шутка друзей с "Ленфильма"). Терпеливо дожидается, пока хозяин его помоет и выведет на улицу. Весна, пора однако.