ОРЛОВСКИЙ ТОННЕЛЬ СТАЛ ДОРОЖЕ
Городское правительство утвердило смету автодороги под Невой - 23,5 миллиарда рублей<br>
Решение принято - первый автодорожный тоннель под Невой (крохотный Канонерский - не в счет) будут рыть проходческим щитом на глубине свыше 40 метров. Инвестор - московское проектно-строительное объединение "Система-Галс" ("дочка" богатого АФК "Система") - убедил Смольный, что строительство переправы методом сухого дока хоть и дешевле тоннеля глубокого заложения (7-7,5 миллиарда рублей вместо 10-11), но не подходит. Напомним, что строительство с использованием сухого дока предложил консорциум петербургских предприятий из ассоциации "Дормост".
К сентябрю 2006 года должна завершиться инженерная подготовка проекта. Его финансовые параметры озвучил во время апрельского визита в китайский город-побратим Шанхай вице-губернатор Александр Вахмистров: федеральный инвестиционный фонд - 50 процентов, город - 25 процентов, инвестор ("Система-Галс") - 25 процентов.
На стадии технико-экономического обоснования стоимость Орловского тоннеля уже достигла 23,5 миллиарда рублей, хотя еще год назад его смета составляла 10-11 миллиардов рублей. Колоссальная смета объекта удивляет. 23,5 миллиарда рублей - это почти треть сметы восточного полукольца КАД с десятком его транспортных развязок, на эти деньги можно построить 6-7 мостов через Большую Неву.
В новую смету, правда, входит не только пробивка двух ниток тоннеля (по три полосы каждая), но и создание транспортных развязок, а также пунктов сбора платы за проезд (предполагаемая такса - 15-20 рублей с машины). Выход на поверхность на левом берегу Невы будет в районе Орловской улицы у площади Растрелли с выездом на Смольнинскую набережную, а правобережный - в створе сада "Нева" на стыке Пискаревского проспекта и шоссе Революции.
Проект Орловского тоннеля состоит из трех пусковых очередей. Первую, и самую затратную, которую запустят в конце 2008 года, инвестор оценил в 15,6 миллиарда рублей (в ценах 2005 года). Строители уверяют, что эту цифру следует умножить на коэффициент 1,302, чтобы получить цифру истинных расходов.
Главный пункт этого этапа работ - пробивка подводного тоннеля длиной 1600-1800 метров (точные данные длины и рельефа трассы пока не озвучены). Неясно также, завершится ли первый этап открытием трафика под Невой.
Второй и третий этапы - это подключение тоннеля к городской улично-дорожной сети: строительство транспортных развязок и пешеходных переходов. Когда они появятся, и появятся ли вообще, инвестор из "Системы-Галс" на последнем заседании правительства в Смольном не сообщил. Генеральный директор "Системы-Галс" Валерий Абрамсон намекнул, что в целях "экономии" на левом берегу вообще можно обойтись без развязок, чтобы спрямить магистраль. Валентина Матвиенко с коммерсантом не согласилась: "В центре и так заторы, поэтому транспорт следует направить в сторону набережной".
Автомобилистов разочарует другое. Господин Абрамсон предложил использовать для рытья подводной дороги проходческий щит диаметром
11,7 метра вместо первоначального варианта - 14,7 метра. Это означает, что три полосы движения в каждую сторону формально сохранятся (минимум ширины одного автомобильного ряда - 3,7 метра), но соседям по дороге будет тесно. А если, не дай бог, случится авария...
Строительные эксперты "НВ" полагают, что москвичи решили сузить тоннель, чтобы сэкономить на покупке нового проходческого щита. Агрегат именно такого диаметра они использовали при прокладке Лефортовского тоннеля в столице.
Но не будем о грустном. Во-первых, тоннель пропускной способностью в 60 тысяч машин в сутки разгрузит Литейный и Троицкий мосты, а также запруженный Пискаревский проспект. Во-вторых, подводный тоннель позволит автомобилистам в сезон разводки мостов круглосуточно курсировать под Невой.