КТО ЗАБЫЛ ВАЛЕНТИНУ ЛЕОНТЬЕВУ?
Почему на нашем телевидении так популярны биографические передачи<br>
Скажем сразу, что речь не идет о знаменитых программах, посвященных историческим деятелям, которых так нежно пестует Эдвард Радзинский. Наш разговор о том, почему эфир федеральных каналов все чаще и чаще заполняют документальные фильмы и программы в жанре "реального времени", отслеживающие не то что один день, но каждый час жизни какого-нибудь представителя попсы.
ЖИРИНОВСКИЙ ВСЕ ПОНЯЛ ПЕРВЫМ
С начала 1990-х могущественные электронные медиа осознали важность постоянного подкармливания аудитории зрелищем телешутов. И первым телегероем нашего смутного времени стал не кто иной, как Владимир Вольфович Жириновский.
Он-то одним из первых на интуитивном уровне осознал, что сможет достигнуть всероссийской известности лишь благодаря постоянному мельканию "в ящике". Цель, если помните, была достигнута в рекордно короткие сроки. И если в 1991 году никому не известный сын юриста еще был в тени конкурентов в борьбе за кресло президента СССР, то в декабре 1993-го телевидение с позором констатировало победу ЛДПР и ее лидера буквально на глазах у всей России.
А дальше пошло-поехало. Дело дошло до использования вокальных и актерских данных Жириновского в кооперативном кино и новогодних "Огоньках". Жаль только, что многие не знают, что когда нет рядом телекамер или микрофонов, Владимир Вольфович - милый человек, просто душка, и рубит правду-матку, правда, без нецензурной брани.
Намедни, правда, случился небольшой конфуз у нашего телевидения, которое было вынуждено фиксировать юбилей лидера ЛДПР и торжественное вручение ему государственной награды. Я еще могу как-то понять появление официкального отчета о церемонии награждения. Но скажите, кто заставлял информационного редактора под дулом пистолета включать кадры с ВВЖ в Кремле? Не говоря уже о репортаже о въезде юбиляра в Кремль и проведении очередного (под юбилей вождя) съезда этой странной маргинальной партии.
Самое лучшее, что в подобной ситуации о ВВЖ надо было бы совсем забыть, как справедливо намекнул Владимир Познер в своем интервью из Лондона. Однако желание рейтингов и славы гонит и гонит наших продюсеров в объятия записных крикунов и скандалистов.
СЫН ФИГУРИСТКИ БЕЛОУСОВОЙ?
Впрочем, богатая и обширная практика привлечения так называемых звезд шоу-бизнеса постоянно предоставляет нашим зрителям возможность познакомиться со всей подноготной их кумиров дня сегодняшнего и не столь далекого прошлого.
Вот и на Первом канале нам со слезой в голосе час с лишним рассказывали биографию некогда модного эстрадного певца. Передача получилась в меру пафосная, и называлась она "Последнее лето Жени Белоусова". Спроси сейчас 40-летних, кто он такой, так они еще спутают его с фигуристкой Белоусовой и скажут, что он ее сын.
Понятны чувства родственников, желающих почтить память молодого мужчины, нелепо ушедшего из жизни в 30 с небольшим лет. Но при чем тут многомиллионная армия телезрителей, которым предлагается очередная мелодрама с традиционной темой блуждающего по алкоголю и женщинам романтика?
Нам напомнили некоторые из самых совершенных композиций Жени Белоусова. Но, положа руку на свой орган слуха, я никак не могу признать, что его песни стали символом эпохи. Скорее, они были ее фоном, как "фанерные" записи "На-На" или "Миража".
Есть в этом фильме один очень важный момент. Публике показывают приехавшую на могилу кумира фанатку Белоусова, которая лишилась недуга благодаря его музыке. Может быть, так оно все и было, но это уже тема совсем другой программы.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СЛАВЫ
Но наше телевидение не оставляет в покое и совсем иных, настоящих кумиров прошлого. Речь идет о программе Первого канала "Жизнь после славы. Валентина Леонтьева". Честное слово, было жалко смотреть эту программу. Особенно те эпизоды, которые касались жития-бытия легендарного диктора. Совесть и благородство манер явно не в чести у нынешних продюсеров и у той молодой поросли "акул эфира", которые стремятся всеми возможными и невозможными способами заставить народ усесться у телевизора.
Тогда и идут в ход эти циничные трюки со съемками скрытой камерой, игра на том, что, мы все, мол, забыли Валентину Леонтьеву. Кто-то, может, и забыл, но только не тот, кто связан с настоящим телевидением, а тот, кому что Леонтьеву снимать, что Диму Билана.
МЕЧТА, ПОСЕТИВШАЯ В КОЛЫБЕЛИ
Молодая попса добралась даже до телеканала "Культура". В дискуссионной передаче, организуемой мальчиками и девочками, появился не кто иной, как Сергей Лазарев. Для тех, кто не знает: одна из "половинок" распавшейся мальчиковой группы "Смэш". Сейчас, видимо, его усиленно раскручивают как солиста. Вот он и бродит с канала на канал, рассказывая одни и те же истории про свою юность, детство и мечту, которая посетила его в колыбели: стать знаменитым.
Можно сказать, что в определенных кругах мальчиков и девочек Сережа стал популярен. Но боюсь, что недолго ему тешить взор своих фанатов. У мальчика явно едет крыша от обрушившейся на него популярности. Выдержит ли юный "талант" медные трубы? Не знаю...
ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ И ЧТО НЕ НРАВИТСЯ НА ТВ?
Архимандрит Геннадий (Гоголев), заместитель председателя социального отдела по делам молодежи РПЦ, ректор Костромской семинарии:
- Мои нелюбимые передачи - это все многообразие юмористических программ на Первом и Российском каналах. Весь этот петросяновский юмор очень раздражает. Оказалось, что с утра до вечера можно кормить народ глупыми шутками. Ну а самая любимая передача - это трансляция матчей "Зенита".
Алексей Урманов, фигурист, олимпийский чемпион:
- Телевизор я практически не смотрю - не хочется забивать голову всем, что нам показывают. Единственное исключение - новости. Хочется быть в курсе происходящих событий. Иногда смотрю спортивные каналы - нравится футбол. А в моей семье на первом месте сериал "Не родись красивой" - родные ни одной серии не пропускают.
Вадим Галыгин, участник программы Comedy Club (THT):
- Смотрю много и бессистемно, исходя из своего свободного времени. Особой аллергии не вызывают даже самые махровые идиотизмы - то ли привык, то ли устал реагировать. Терпения смотреть сериалы не хватает: все, особенно бандитско-милицейские, для меня на одно лицо. Не могу их различить даже с помощью телепрограммы.
Единственное, на что не хватает даже моих нервов, - это так называемый "телевизионный юмор". Пять минут Петросяна для меня равны одному визиту к стоматологу-садисту.
Илья Стогов, писатель, телеведущий:
- Я вообще не смотрю телевизор - даже изредка и мельком. Потому, что я работаю на телевидении и знаю, насколько это вредно. Я как фармаколог, который не употребляет сделанное им самим лекарство, зная, какая это "шняга". Работа на ТВ научила меня не верить всему тому, что там показывают. Правда, свою семью убедить в этом я не сумел.
Анна Михайлова, стилист:
- Телевизор у меня работает в фоновом режиме. Рада, когда удается посмотреть информационные или познавательные программы, например передачи канала Discovery. Из ночных передач мне нравятся "Детали" с Тиной Канделаки.
Оксана Робски, писательница и экс-ведущая ток-шоу на НТВ:
- В последнее время стараюсь смотреть передачи, в которых идет речь о "простых" людях и их "простых" человеческих проблемах. Мне это по-настоящему интересно. Во-первых, потому, что мы все меньше и меньше себе представляем, чем живут "люди из толпы". Эфир забит всяческими медийными лицами, которые говорят об одном и том же: все плохо, никакого просвета. Врут, конечно. У них-то как раз все, или почти все, очень замечательно.
КАКИХ ПРОГРАММ НЕ ХВАТАЕТ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ?
6 % - Развлекательных
8 % - Информационных и публицистических
10% - Спортивных
27% - Художественных фильмов и сериалов
25 % - Детских и семейных
24% - Культурно-просветительских и научно-популярных
По данным Независимого исследовательского центра Ромир