МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: "ПРОГРАММЫ АНДРЕЯ МАЛАХОВА - ЭТО ПАТОЛОГИЯ"
Самый медийный адвокат России выступает прокурором в "деле российского телевидения"<br>
Известный адвокат Михаил Барщевский вырос в семье, где среди друзей дома было много театральных людей, литераторов - в частности, поэт Павел Антокольский и драматург Леонид Зорин. Оба говорили приблизительно одно и то же: "Перо у мальчика есть. Но жизни не знает совсем, все выдуманное". Гордый и упертый мальчик, как Барщевский сам говорит о себе, юристом стал для того, чтобы потом стать писателем. Первую книжку рассказов ("Автор") он выпустил 27 декабря прошлого года - аккурат к своему 50-летию. Сейчас адвокат и писатель работает над следующим томом. И по-прежнему фигурирует в одной из самых культовых российских телепрограмм.
НИКТО ИЗ ЗНАТОКОВ БЛЕСТЯЩЕЙ КАРЬЕРЫ НЕ СДЕЛАЛ
- Ваша миссия в телепрограмме "Что? Где? Когда?" уже давно сложилась. Вы - хранитель традиций. Но в последней игре зимнего сезона вы предстали в новом для себя качестве игрока. Как вы восприняли эту "метаморфозу"?
- Во-первых, я уже не молод. Во-вторых, в этом году собрал команду, которая за всю историю этой игры имела самые лучшие показатели. Стопроцентный результат: две игры - две победы. Знаете, есть ложь, большая ложь и статистика. Так вот, по статистике, мы самая лучшая команда. А я просто суперкапитан, потому что был три раза капитаном и все три раза выигрывал. Поэтому все остальные просто отдыхают. Ну а если серьезно - сел за стол с такой командой (Рубальская, Устинова, Морозов, Журбин, Басков), и мы порезвились от души.
- Как подбирается "суперкоманда"?
- Шесть эрудированных энциклопедистов никогда в этой игре ничего не добьются. Лучше, если они соберутся по принципу разносторонности, различий профессий и мировоззрения. В нашей команде вопрос на чистую интуицию берет Рубальская или Устинова. Если вопрос на логику - это ко мне и Морозову. Если вопросы на большие знания, на эрудицию - это к Журбину. Ну а парадокс "артистизм" - это Коля Басков.
- Игра дает участникам финансовую весомость?
- Вряд ли. Если посмотреть на знатоков, то практически никто из них блестящей профессиональной карьеры не сделал. Это люди другого мира. Они живут игрой и, по научной терминологии, социально не адаптированы. Это не значит, что они плохие или хорошие, умные или глупые. Они просто живут в другом мире.
- А капитан, лидер?
- Что касается капитана, то он не лидер. У капитана очень специфическая функция. Он - человек, который должен суметь заставить работать. Это менеджерская функция, никакого отношения к интеллекту она не имеет. Капитан - это психолог, который умеет перед игрой и во время игры найти для каждого нужные слова, после чего работа пойдет иначе. Еще задача капитана - не давать никакой версии. Зато хороший капитан должен понять, какая версия правильная. Одна блестящая команда, игравшая в зимней серии, полностью провалилась, потому что капитан в тот день был не в настроении.
- Знатоки навсегда остаются в этой игре, в одной команде?
- Многие - да. Но далеко не все. Возьмите известного политолога Никонова - был игроком, играл, потом ушел из игры. Очень многие ушли. Всерьез заниматься игрой - это профессия, только без зарплаты.
КРЮК ИРОНИЧНЕЕ ВОРОШИЛОВА
- В чем секрет популярности "Что? Где? Когда?"?
- В законах психологии. Она построена так, что зритель в течение минуты думает вместе со знатоками, слышит версии за столом, и у него тут же возникают быстрые реакции оценки: это - правильно, это неправильно, с этим согласен, с этим - нет. И через минуту узнает ответ. Плюс к тому это игра, в которой принимают участие люди неглупые, скажем так - эрудированные. Я имею в виду игроков. И последнее: это единственная игра, где вопросы задаются не на знание. Все остальные, будь то "Своя игра" или любимое народом "Поле чудес", - делают упор именно на знание. У нас же основные вопросы - на интеллект, на эрудицию.
- Насколько повлиял на программу уход ее родоначальника Владимира Ворошилова?
- При Ворошилове было жесткое противостояние ведущего и игроков. А сейчас Боря Крюк (нынешний ведущий. - Прим. авт.) может подарить очко команде. Но два-три следующих вопроса они, как правило, проигрывают, потому что нокаутированы этой щедростью. На мой вкус, программа все-таки стала лучше, потому что Крюк ироничнее, интеллектуальнее, эрудированнее. Когда я что-то спрашивал у Ворошилова, он мне говорил: "Отстань, я ничего не знаю". Крюк многое знает сам. Конечно, Ворошилов, как телевизионный режиссер, мог придумывать гораздо больше, чем Борис. Но нынешний ведущий - тоньше, гибче, быстрее ориентируется в ситуации. Он менее предсказуем по ходу программы.
ТО, ЧТО ИДЕТ ПО "РОССИИ", СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ
- В каких еще программах на ТВ вы участвуете?
- У меня было несколько своих передач. Я с очень теплым чувством вспоминаю передачу "Сударь", которая шла по "Учебному каналу". Судебное ток-шоу "Час суда" делалось под меня, мое имя хотели использовать для раскрутки, и первые передачи снимал я. Но затем я ушел, потому что был очень занят. Из трех сходных программ ("Федеральный судья" - на Первом и "Суд идет" - на "России") "Час суда" - профессиональная, грамотная программа. То, что идет по "России", просто смотреть нельзя. Людям, которые намерены поступать на юридический факультет, надо запретить в это время включать канал. А "Федеральный судья" с точки зрения воспитания морали и нравственности - ну, скорее хорошо. А с точки зрения правовой пропаганды и обучения выполняет функцию ровно обратную и просто дезориентирует зрителей. Мой рейтинг программ: "Час суда" - очень неплохо, "Федеральный судья" - так себе, а то, что дают по "России", - это за гранью добра и зла.
- Какие программы на телевидении не любите? И каким вы хотели бы его видеть?
- Программа, которую я абсолютно не приемлю, - "Пусть говорят" Малахова. Она какая-то патологическая. На нее меня приглашают практически каждую неделю, и каждую неделю я отвечаю, что на нее никогда не приду. А они меня приглашают снова и снова. Па-то-ло-ги-я! Только представьте: туда продают билеты, чтобы посидеть в зале на передаче!
Телевидение, с моей точки зрения, - это не шоу-бизнес, а искусство. Перед искусством стоят определенные задачи, в частности морально-нравственная и воспитательная. Передача Малахова выполняет функцию с обратным знаком - со знаком минус. Она не учит людей слышать друг друга, не учит культуре общения. Как правило, эта передача неприлична по тематике, даже если тема случайно оказывается приличной (в смысле - выше пояса). В любом случае бардак и скандал в зале обеспечен. Когда так общаются на телевидении, значит, так и мы с вами должны общаться?! Значит, можно перебивать, хамить, орать?.. Нет, телевидение должно учить иному!
КАМЕРЫ ВЫКЛЮЧЕНЫ - ДУША-ЧЕЛОВЕК, СТОИТ ВРУБИТЬ СОФИТЫ - ПИШИ ПРОПАЛО
- У нас всегда принято обращаться к истории страны. А там...
- Коммунисты были не дураки, когда придавали такое значение телевидению. Это колоссальный инструмент для воспитания масс. Мы что, хотим иметь страну, в которой идеология формируется фильмом "Бригада", культура - "Фабрикой звезд", а уровень общения - передачами Малахова?
- Хоть маленький островок "позитива" есть в этом мутном "море"?
- Есть люди, которых в принципе нельзя пускать на телевидение. Это Баркашов, Анпилов, которым нельзя появляться на экране. А таких, как они, - масса. Поэтому "островок позитива" очень и очень маленький. Что-то вроде земли Франца-Иосифа, не более. Я еще понимаю передачу "К барьеру" Владимира Соловьева. Да, там тоже эмоции захлестывают. Но там двое дуэлянтов и есть разводящий - Соловьев, который очень жестко, а иногда очень тонко все ставит на место. На мой взгляд, эта передача несет в себе позитивный заряд.
Или возьмем тот же Первый канал, делающий программу Шевченко "Судите сами". В ней тоже скандалят, все очень остро. Но ее можно слушать. Ты можешь соглашаться или не соглашаться, но поймешь, о чем речь. А Малахов... Притом что я знаю его очень хорошо. Это милый, интеллигентный парень... У нас многие телевизионные люди так странно устроены. Когда камеры выключены - душа-человек, умница, интеллектуал. А стоит врубить софиты - все, пиши пропало...
Михаил Барщевский родился 27 декабря 1955 г. Окончил Всесоюзный заочный юридический институт, доктор юридических наук, профессор.
С 1973 по 1980 годы - юрисконсульт.
С 1980 г. - адвокат Московской коллегии адвокатов.
В 1991 г. основал первую в России частную адвокатскую контору "Московские юристы", которая в 1993 г. была преобразована в адвокатское бюро "Барщевский и партнеры".
В апреле 2000 года выступил в качестве ведущего программы "Из зала суда" (РТР).
В марте 2001 года назначен полпредом правительства в Конституционном суде РФ.
В июле 2001 года стал представителем правительства РФ в Конституционном суде,
в Верховном суде и в Высшем арбитражном суде. Женат, имеет дочь.