ХОЛСТ. МАСЛО. ЗАСТОЙ
Официальное и "левое" искусство эпохи Хрущева и Брежнева объединила "эпохальная" выставка в Русском музее<br><br>
"Временем перемен" называли когда-то короткий и яркий период хрущевской оттепели и начало горбачевской перестройки. Объединяет их одно: мир искусства наполнялся свежим дыханием и свежими идеями.
Открывшаяся в Русском музее выставка "Время перемен" не только созвучна вышедшему из употребления историческому штампу, но и полностью наследует ему. Выставочные площади корпуса Бенуа сейчас отданы под показ всего многообразия советского искусства 1960-1985 годов.
"Это - первая столь масштабная выставка, полностью посвященная эпохе 60-80-х годов. Нам хотелось хотя бы частично реконструировать правду того времени, показать эпоху между оттепелью и началом перестройки во всем ее разнообразии, - говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. - Выставка разделена на две части: андеграунд и официальное советское искусство".
На практике это выглядит так. У парадной лестницы - две скульптуры, "вылепленные" из обычного красного кирпича. Взгляд направо - по всей зальной анфиладе, почти за горизонт, уходят гигантские "производственные" полотна, на которые не жалели лучших красок, и скульптуры румяных даже в бронзе колхозниц и сталеваров. Здесь же - белый гипсовый бюст Леонида Брежнева в маршальском мундире. Рядом - улыбающийся Гагарин на фоне полей и цветов. Рядом - "Ленин в Октябре". Аркадий Пластов, Ярослав Крестовский, Михаил Девятов - все сплошь заслуженные имена канувшей эпохи. Взгляд налево - маленькие форматы, абстрактная, или нефигуративная, тематика, неброская в общем-то колористика. Художники-нонконформисты - неотъемлемая часть истории тех времен.
В конце "неформальной" экспозиции, составленной преимущественно из никогда не выставлявшихся вещей, специально для "Времени перемен" выстроили почти настоящую хрущевку, жилище художника-нонконформиста.
В исторических интерьерах с подлинной мебелью, бытовой техникой и предметами утвари висят картины. Это максимально точная реконструкция так называемой квартирной выставки. Достичь эффекта присутствия в квартире диссидента позволяют обязательный для интеллигентского быта портрет Есенина с трубкой, чеканка, телевизор, показывающий программы 1972 года. Посетители почему-то сильнее реагируют на пачку пожелтевших от времени конвертов с грампластинками и на настоящий "круглый" холодильник марки ЗИЛ, нежели на концептуальные портреты и диковатые пейзажи тридцатилетней давности.
В "официозных" залах не только искусство, но и настроение совершенно другое: когда на стенах почитай все подлинники иллюстраций из учебников по русской литературе за 1979 год, весьма затруднительно шуметь, галдеть и даже шепотом нарушать почти осязаемую "школьную дисциплину".
К счастью, по словам Е. Петровой, прямое деление на официальное и неофициальное искусство не совсем точно.
"С течением времени различия между двумя лагерями художников начинают стираться. Художники "сурового стиля" внесли в "официоз" настроение и раздумья, к середине 1980-х на выставки официального искусства попадают более раскованные, ироничные, острые произведения", - сказала она.
Кое-что из того, что сейчас так живо и так красочно иллюстрирует в Русском музее "времена перемен", со временем войдет в постоянную экспозицию. Весенняя выставка лишь намечает ее контуры, дает представление о том, как будет представлен в Русском музее весь ХХ век искусства. Наверняка это будет также очень интересно.