"СЫКТЫВКАРСКАЯ ВЕСНА" ПОРАДОВАЛА ПРЕМЬЕРАМИ
Последняя неделя апреля в Сыктывкаре ознаменовалась традиционным Международным фестивалем оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс" ("Сыктывкарская весна"), который в этом году прошел уже в 16-й раз. Только на этот раз прошел он не совсем обычно - организаторы сделали упор не на количество приглашенных звезд, а на качество новых и несколько необычных постановок, которые местные любители искусства увидели впервые.<br>
Сюрприз меломанам преподнесли уже на старте: фестиваль открылся премьерой оперы Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" в постановке Ольги Ивановой. Известный московский режиссер по-своему подошла к постановке классического произведения. В музыкальную ткань спектакля она ввела четыре части "Реквиема" Моцарта. Такое решение не всем пришлось по душе - постановка вызвала споры.
Единодушно положительную оценку получила вторая премьера фестиваля - балет "Яг-Морт". В далекие 1960-е, когда балет в республике еще только зарождался, эту исполненную в танце историю гибельной страсти лесного чудовища Яг-Морта к красавице Райде показали на сцене Кремлевского театра при полном аншлаге. С тех пор он ставился на сыктывкарской сцене трижды. Известный московский хореограф Борис Мягков, много лет проработавший с Майей Плисецкой, предложил четвертую версию и тем самым загладил вину перед Государственным театром оперы и балета Республики Коми: в 1980-е годы он возглавлял в этом театре балетную труппу и поднял ее на небывалую высоту, но эту же труппу и обескровил - уезжая, забрал с собой лучших солистов.
Третью премьеру - музыкальную притчу Pieta ("Плач") по мотивам кантаты Перголези Stabat Mater - уже видели испанские зрители. В начале апреля эту новаторскую работу Ивановой показали на сцене театров в пригородах Мадрида и в соборе Саунтарио Иглесиа. Мадридская публика приняла спектакль очень тепло, а очередь перед показом в соборе выстроилась за полтора часа до начала представления. В столице Коми таких очередей не наблюдалось. Но и искушенным сыктывкарским зрителям в целом понравился сценический вариант католической мессы об оплакивании Христа Девой Марией, преобразованный режиссером в сюрреалистическую притчу о человеческом одиночестве.
Завершился фестиваль большим заключительным концертом, в котором приняли участие как местные звезды, так и заезжие знаменитости.