"УЙДЯ В КОЛГОТКИ, ТРУДНО ВЕРНУТЬСЯ..."
Общенациональный траур, к нашему горю и позору, в России - дело привычное. Тем не менее душу коробит, когда телевидение в день траура предлагает зрителю привычную "веселуху". Дело в том, что в регламенте телеканалов нет никаких специальных ограничений в такие дни. Поэтому теленачальники в этой ситуации поступают по своему усмотрению.
А они в очередной день траура по погибшим в сочинской авиакатастрофе не усмотрели возможным хотя бы отказаться от разудалой рекламы радостей жизни - из уважения к чужой смерти. Как сделала это, скажем, радиостанция "Эхо Москвы", полностью исключив из сетки вещания рекламные ролики. Телевидение может многое. В том числе сделать профанацией солидарность с чужим горем. Зато глазок телекамеры с маниакальным упорством всю неделю рассматривал каждый кусочек обшивки самолета и до неприличия жадно впивался в убитые горем лица родственников. Беда интересует сегодняшнее ТВ только с позиции рейтинга.
ПОДВОДНАЯ КОРРУПЦИЯ
Итак, всю прошедшую теленеделю мы смотрели на воду Черного моря около курортного города Сочи. Там, где погиб авиалайнер А-300 и вместе с ним 113 человек, суетились многочисленные спасательные вертолеты, катера и большие корабли. Зачем? Выяснилось, что доставать черные ящики с глубины, на которую залег несчастный аэробус, у России опять нечем... Пришлось одалживать у французов. Ну как же - родина Жака-Ива Кусто может позволить себе то, чего не может крупнейшая в мире морская держава. Немного же воды утекло после гибели "Курска".
Но сколько денег на укрепление поисково-спасательной подводной техники со времен "Курска" утекло мимо российской государственной кассы в карманы чиновников, знают в стране единицы. Путин во вчерашнем послании Федеральному собранию, которое транслировали в режиме online все государственные телеканалы, как раз и говорил о "беспрецедентном за всю историю России обогащении отдельных лиц за счет интересов всего народа". В интересах всего народа, например, - чтобы мы не клянчили униженно у иностранцев то, что нам в первую очередь нужно. Ведь сколько еще катастроф предстоит пережить России на воде и в воздухе при такой коррупции и при таком "хозяйствовании"! И сколько техники еще нам понадобится, чтобы пережить их последствия и узнать правду о причинах массовой гибели людей на земле, в воздухе и под водой?
Любопытно, что те же государственные телеканалы предпочли вовсе не акцентировать внимание телезрителей на повторяющейся от катастрофы к катастрофе проблеме отсутствия в стране нужной техники для подъема с морского дна людей и технических носителей информации. Хотя вопрос после трагедии с "Курском" лежит на поверхности, извините за невольный каламбур. А зачем? Зачем лишний раз расстраиваться и расстраивать персонально ответственных за положение дел по борьбе с коррупцией в стране?
Зато все то же ТВ многократно сообщило на весь мир о том, сколько стоила такая "морская" забава, как питерский аквапарк на улице Марата: 36 миллионов долларов! Героем телесюжета стал не кто иной, как известный конструктор морской техники академик Игорь Спасский. Он же инициатор и продюсер гигантского аквариума. Телезритель воочию убедился, что время после гибели "Курска" генеральный конструктор ЦКБ "Рубин" не потратил даром. И все же я не уверен, что "золотой" океанариум - самая нужная вещь в стране, которая по-прежнему одалживает глубоководную технику у умеющих считать деньги европейцев.
ОТПУСК НА ВСЕ "ВРЕМЕНА"
Что же касается самого жанра теленовостей, то с ними в последнее время приключилась странная история. Ее расследовал этой весной ЦЭЖ (Центр экстремальной журналистики) совместно с Союзом журналистов России. Об итогах расследования поведал председатель союза Игорь Яковенко. Так вот, отслеживались новостные выпуски с
18 часов до полуночи на пяти федеральных каналах (Первый, "Россия", НТВ, ТВЦ и RenTV). Эксперты установили, что на четырех госканалах около 90% главных новостей посвящено власти. Под "властью" ЦЭЖ имеет в виду "президента, его правительство, его правящую партию и его администрацию". При этом, например, на Первом канале в марте 71% материалов о власти были "положительны по тону" и 28% - нейтральны. Оставшийся 1%, как говорится, равен погрешности.
"Погрешность" комментировал сам Яковенко: "Все пять телеканалов по всем профессиональным признакам не являются СМИ". Потому что они не информируют, а "выстраивают параллельную реальность", где все положительное связано только с властью. По этой причине сотрудников федеральных телеканалов он журналистами не считает. "У них другая профессия - пропагандист".
Тут можно поспорить. Потому что хороший пропагандист - тоже профессия. И не самая ненужная в стране, где до сих пор внятно не выражена национальная идеология. Разумеется, в этой связи любопытна дальнейшая судьба Владимира Познера, который перед праздниками публично назвал телевизионную политику государственных телеканалов "оболванием народа". Но в ближайшее время выяснить это не удастся - "Времена" благоразумно ушли в отпуск. До 14 мая.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ТВ ПРОТИВ МЗДОИМЦЕВ
Познер все же намекал на то, что и в сложившихся обстоятельствах что-то, да можно придумать. Судя по всему, это "что-то" не что иное, как общественное телевидение. То есть телевидение, которое существует не за счет рекламы и административного ресурса, а на деньги самих телезрителей-подписчиков. Хочу обратить ваше внимание на один весьма любопытный факт. О том, что свобода слова напрямую связана с борьбой против коррупции, на прошлой неделе мы узнали от одного из "пропагандистов" экономических реформ в России. Ему принадлежит и высказывание, которое прямо связывает коррупцию и телевидение. Господин Греф на заседании попечительского совета Фонда развития общественного телерадиовещания сказал: "Мы видим развитие общественного телевидения как важный инструмент установления контроля над коррупцией в России". Из этих слов следует, что Греф справедливо разочаровался в наличии совести у телеменед-
жеров и махнул рукой на все остальное ТВ, раз уж надеется только на общественное, которого пока нет. "Пока" - как минимум до 2008 года. А нужна Герману Оскаровичу объективная журналистика: "Иного средства преодоления коррупции, кроме открытости и доступности всех процессов в органах власти, не существует". Я бы на месте ироничного читателя не торопился бы сравнивать подобные заявления чиновника о коррупции с "борьбой пчел против меда", а отметил как очень показательное политическое "шевеление" в высших эшелонах власти к новым информационным технологиям. Старые трещат по швам.
"ЖИВАГО" В КОЛГОТКАХ
Вчера на НТВ начался показ телесериала по книге, которую читали, дай бог, 8-10% телезрителей в России. Чтобы "Доктора Живаго" смогли посмотреть как можно больше зрителей, на телеканале решили дополнить вечерний показ дневными повторами. Показывать "Живаго" без рекламы (так поступила "Россия" с "Мастером и Маргаритой") НТВ не стал и попросил расставить ролики внутри серий самого Александра Прошкина. Режиссер этому не слишком-то обрадовался. Мне понравилось то, что он сказал: "Реклама разрушает ткань повествования. Уйдя в колготки, трудно вернуться". Но тем не менее один из самых талантливых режиссеров страны просьбу выполнил. Я подумал, раз ТВ-начальники могут переломить через колено и таких мэтров, как Прошкин, что же делать нам, рядовым телезрителям? Что делать? Брать и просто "уходить из колготок".