ТЯЖЕЛОЕ ДЫХАНИЕ
Иван Дыховичный снял фильм о том, как жена уходит от мужа...<br>
...к женщине. И назвал он свою картину мастерски лаконично - "Вдох/выдох". По словам режиссера, его фильм - это попытка объясниться, поговорить с любимым человеком. Только вот какой-то странный получается разговор. Поначалу так сразу и не поймешь: о чем кино? Только вслушавшись в горячечные монологи героев, понимаешь, что режиссеру очень хотелось рассказать зрителям о странностях любви.
ИГРЫ В ИНТИМ
Некий мужчина (артист Игорь Миркубанов) сначала исповедывается психоаналитику, рассказывая о своих детских проблемах. Затем подходит к главному событию жизни и фильма: уходу жены. Совет современного фрейдиста прост: вам нужна женщина. Сказано - сделано. Женщина находится быстро. Это стильная проститутка по имени Вера (ее играет Екатерина Волкова, нынешняя жена Эдуарда Лимонова). Они встречаются в пустой квартире героя, и начинается долгая и нудная цепь монологов, воспоминаний, вопросов и ответов. Каждый вспоминает о своем. И все вне всякой связи с главным сюжетом. Как будто герои никуда не спешат, делать им в этой жизни нечего. Вот они и треплют языком, вспоминая эффектные эпизоды из собственной интимной жизни.
Однако за всеми разговорами и душевным стриптизом вдруг выясняется одна забавная вещь. Оказывается, все, что мы видели и слышали в первые полчаса фильма, не более чем игра бывшего мужа и жены (они же - клиент и проститутка), которые таким образом пытаются восстановить прежние отношения. Сложная получилась сюжетная загогулина. Не сразу и поймешь.
Когда же вновь обретенная жена Вера (она же проститутка) раскрывает причину разрыва, то впору всем зрителям-мужикам хвататься за голову. Она ушла от него не к другому, а к другой...
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЖЕНЩИНЫ
Другую играет сама жена режиссера Ольга Дыховичная. Видимо, ее муж Иван очень дорожил своим сокровенным замыслом о любовном треугольнике и посему доверил "совратить" героиню Екатерины Волковой исключительно супруге. Совращение произошло очень красиво. И бедняге-мужу (в фильме) пришлось изрядно помучиться.
Сказать, что тема любви женщин друг к другу нова для нашего кино, было не совсем правдой. Благодаря многим западным фильмам мы узнали, что есть на свете лесбийская любовь. Об этом снимали фильмы и Лилиана Кавани, и Бернардо Бертолуччи, и Райнер Вернер Фассбиндер, и Вера Хитилова. Однако, пожалуй, впервые в отечественной кинопродукции мотив предпочтения женщины женщиной явлен так отчетливо. Наш ответ "Горбатой горе" удался вполне.
Только очень жаль главного героя да ту новенькую "ауди", которую в прологе картины ищущая любви супружеская пара лихо утопила в болоте. А еще жаль усилий художников-декораторов, которые в очередной раз используют блистательные экстерьеры северной столицы для создания некой мрачноватой атмосферы одиночества человека в мегаполисе. Правда, все это явно попахивает картинами Антониони 1960-х годов. Видимо, Иван Дыховичный хорошо сдал экзамены во ВГИКе по дисциплине "история кинематографа". А как иначе объяснить почти прямые цитаты из Калатозова с пробегами героев по берегу моря и то обстоятельство, что герой Миркубанова как две капли воды похож на уставшего от жизни и кино Олега Меньшикова?
ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ
В картине "Вдох/выдох" очень много позаимствовано из мирового опыта, вплоть до прямых цитат из музыки Майкла Наймана, которую композитор Антон Батагов выдает в титрах за свою собственную. Есть в фильме и прямые цитаты из Антониони, не говоря уже о явных сюжетных параллелях с некоторыми картинами испанца Педро Альмодовара.
Иван Дыховичный поступает мудро, когда не спорит о похожести своей картины на тот синонимичный ряд работ конкретных режиссеров, о которых уже приходилось говорить в связи с темой кинолесбоса. На Руси взаимная женская любовь возможна только как некая красивость, пришедшая откуда-то с Запада. Так пытался, например, снять женские забавы в "Дневнике камикадзе" Месхиев-младший. Дыховичный не скупится на показ обнаженного женского тела. Только почему-то иные объятия в его фильме напоминают мне видеоклипы группы "Рефлекс", особенно в той их части, где певицы оказываются вдвоем под душем.
И КАКАЯ ПОЛЬЗА?
Один мой университетский коллега на защитах дипломов будущих журналистов всегда то ли в шутку, то ли всерьез задает вопрос: "А какая от вашего исследования будет польза народному хозяйству?" Многие тушуются, ибо не знают, что ответить на подобный вопрос, который задан прямо в лоб.
После просмотра творения Ивана Дыховичного почему-то захотелось спросить именно о пользе созданного режиссером зрелища. Ведь он с таким упоением рассказывал о картине. И многие поверили словам, сказанным с телеэкрана, и пошли смотреть это странное кино, которое, как казалось режиссеру, должно рассказывать о высоких чувствах.
Фильм "Вдох/выдох" для такой высоты разговора и предназначен. Однако его губит слишком очевидное желание постановщика рассказать сложно о простом. Да и духовность любви как-то не вяжется с очевидными фрейдистскими комплексами, которые буквально просачиваются в каждый кадр картины, травмируя и насилуя психику героев, не говоря уже о зрителях.
А они-то могут остаться в недоумении: cтоило ли весь этот сыр-бор городить из-за того, что жена ушла? По Дыховичному, стоило. Хотя финал картины он оставил открытым, никого "не убив". Каждый делает свой выбор самостоятельно. Правда, герои, выясняя крепость собственной любви, не забывают обменяться новостями с рынка недвижимости. Жена строит загородную виллу, муж ремонтирует старинную квартиру. И все счастливы. Даже сам Иван Дыховичный.