...А ВОТ ВЕНЕЦИЯ ВЕСНОЙ
Внучка легендарного шансонье и ведущая телешоу "Снимите это немедленно" Александра Вертинская открыла выставку в Мраморном дворце Русского музея<br>
Выставка "Визуальный архив" посвящена любимому городу художницы - Венеции. Большинство из 31 работы "Архива" сделаны по венецианским впечатлениям. Однако ни черных, как вороны, гондол, ни белых карнавальных масок, ни вееров, ни капюшонов - ничего этого здесь нет и близко. Ее любимый город - это стилизованное под средневековый инженерный чертеж изображение части арки. Или капитель колонны. Или каменные колодцы (их особенно много, чуть ли не пять полотен). У нее сложные землисто-песочные, дымчато-серо-сизые тона. Она категорически противопоставлена туристическим открыточным визуальным штампам. Даже каналы, без которых сознание категорически не хочет реагировать на слово "Венеция", у Вертинской присутствуют только в одной работе. И сделана она так, что легко обмануться и принять канал за кусок сухопутной мостовой в каком-нибудь чопорном Дюссельдорфе. И в этом смысле Вертинская совершенно не изменилась, осталась верна себе и своей эстетической привязанности. На первой персональной выставке она тоже выставляла венецианскую серию, и там город тоже представлялся автору как некий "архитектурный театр", где фрагменты зданий становятся действующими лицами.
Что изменилось, так это техника. Она стала изобретательнее - вплоть до изощренности - и совсем по-иному смотрится в таком изобилии большеформатных работ (около половины - 1,5х2 метра). Каждая из выставленных картин Вертинской сначала была фотографией. Авторские снимки методом фотопечати перенесли на холст - делает это не сама Вертинская, а дружественный ей полиграфический комбинат в Москве. И только после этого художница "дорисовывает" на черно-белом изображении реальной натуры все то, что считает нужным или возможным. Так была сделана "Венецианская серия", так создавался цикл "Куба" и даже "Цветы". Все вплоть до головки чеснока или цветущего борщевика (это такая нелепая сорная трава, растущая на помойках) - все один в один повторяет объект художественного внимания Александры Вертинской.
Серии работ, представленные на выставке, позволяют проследить, как постепенно в творчестве Вертинской складывается то, что можно назвать оптикой памяти. Своеобразие творчества Вертинской заключается в ее манере трансформировать идеи посредством многочисленных современных техник и традиционных приемов живописи и графики в нечто законченное. Очень жаль, что за очевидно изменившимся статусом это видно далеко не сразу.