МАНСАРДА ИЛИ РАССЕЛЕНИЕ?
Фирмы, занимающиеся строительством чердачных жилищ, хотят понимания со стороны горожан и поддержки от Смольного<br>
В Петербурге, в отличие от Парижа, Стокгольма и других европейских столиц, мансарды не популярны. То, как их делали в XVIII-XIX веках, мало подходило для суровых питерских зим. Современные технологии позволяют обеспечить чердачным жилищам уровень элитного жилья. Созданная семь лет назад строительная ассоциация "Мансарды Петербурга", объединившая 14 фирм, решила с помощью прессы вынести свои аргументы в пользу мансард на публику.
РЕМОНТ ФУНДАМЕНТА... ЗА СЧЕТ ЧЕРДАКА
По данным "мансардников", в городе из 10 000 зданий исторического центра примерно треть имеет износ, превышающий 40 процентов. Ориентировочная стоимость восстановления только изношенных внутридомовых сетей составляет, по данным ассоциации, 1 миллиард долларов. Для городского бюджета такие затраты не по силам. Переложить их на плечи собственников жилья также не представляется возможным. Выход ассоциация видит в осуществлении специальной городской программы мансардного строительства. Суть предлагаемой программы в том, что частный инвестор получает разрешение на возведение на месте чердака мансарды лишь при условии, что он гарантирует провести параллельно санацию всего дома без расселения жильцов.
На сегодня, по данным обследований, под мансарды может быть реконструировано 26 тысяч чердачных помещений, а потенциальный объем рынка строительства мансард составляет 4 миллиарда долларов. Правда, это лишь статистика. На самом деле, по признанию самих "мансардников", их пока интересует примерно 200 зданий, которые отвечают двум критериям: расположены в хороших местах и не находятся в частном владении одного лица.
После надстройки мансарды и реконструкции существенно повышается архитектурный статус здания и стоимость его квартир, что в первую очередь выгодно их жильцам. Реконструкция поможет собственникам жилья скостить затраты и на коммунальные платежи. 40 процентов из них составляют выплаты за отопление и горячее водоснабжение, а мероприятия по энергосбережению дают в течение года экономию тепла в 20-25 процентов.
Инвестору санация старого пятиэтажного дома обходится в 240-260 тысяч долларов. Строительство самой мансарды площадью, например, 700 квадратных метров будет стоить около 900 тысяч долларов - с учетом того, что любое строительство в центре строго регламентировано. Проектная документация согласовывается с КГА и КГИОП, работы ведутся под контролем Государственного архитектурно-строительного надзора, а сдают объект государственной комиссии. Но результаты стоят хлопот: по словам одного из членов ассоциации, норма прибыли на мансардном строительстве - около 25 процентов.
В теории все должны быть довольны. Жильцы старого дома получают ремонт, который им ничего не стоит, город - обеспечивает сохранность здания, ничего не тратя на это, кто-то обзаводится романтическим элитным жильем, застройщик зарабатывает деньги. А Петербург становится чуть симпатичнее, потому что ржавые двускатные крыши его, конечно же, не украшают. Но на практике мансарды практически не строятся. За 7 лет своего существования ассоциация сделала лишь 20 объектов. До недавнего времени против мансард категорически выступали жители домов.
ХУДАЯ СЛАВА БИЗНЕСУ ПОМЕХА
Их позиция понятна. Раньше, до принятия нового Жилищного кодекса, застройщики чердаков старались получить разрешение на мансарду вообще "на халяву". То есть договаривались с районной администрацией, а жильцов ставили перед фактом. Впрочем, нередко согласие жителей инвесторам приходилось просто покупать - в этом откровенно сознается генеральный директор ООО "Мансарды Петербурга" Андрей Мыльников.
Тем не менее жильцы писали письма, митинговали и тем самым сформировали негативное по отношению к строителям мансард общественное мнение.
На современном этапе ситуация в чем-то улучшилась, в чем-то стала еще хуже. Все знают, что государство фактически отказалось от обязанностей по ремонту жилого фонда, возложив его на самих жильцов. И сейчас жители ветхих и аварийных домов стоят перед выбором: или оплатить за счет собственных средств капремонт дома, что нереально, или получить денежную компенсацию за жилье (которая отнюдь не высока, так как дом сильно изношен) и съехать из центра на Гражданку или в Ульянку. Но есть и третий вариант - пойти на соглашение с мансардостроителями.
ДОМ - ЧАСТНЫЙ, А КРЫША - ГОРОДСКАЯ
К сожалению, новое законодательство породило споры между товариществами собственников жилья и городскими властями о том, кому, собственно, принадлежат чердаки зданий. В случаях, когда районная администрация принимает решение о возведении мансарды, жильцы подают иски, считая, что город распоряжается не своей, а общедомовой собственностью. По их мнению, при создании ТСЖ в общедолевую собственность автоматически включаются подвалы и чердаки. Но городская администрация в лице КУГИ, жилищного и юридического комитетов категорически заявляет, что общедомовые помещения, зарегистрированные ранее как государственные, в этом ведении и остаются.
С учетом всех этих сложностей ассоциация предлагает властям принять официальную городскую программу строительства мансард.
Такая программа, в которой адреса будут расписаны на годы вперед, обеспечит мансардостроителям постоянный фронт работ, ведь у них будет время разобраться, в каком доме чей чердак и на каких условиях с его владельцем договариваться. По словам Андрея Мыльникова, в КУГИ и Жилищном комитете в целом благосклонно относятся к подготовке программы, которая решает для городских властей две больные проблемы - ремонт домов и увеличение ввода жилья. Но о подготовке официального документа речь не идет именно из-за по-прежнему негативного отношения к мансардам большинства жителей.