ОДНОЙ "ТОЙОТЕ" В ШУШАРАХ СКУЧНО
Соседями японских автомобилестроителей станут конкуренты из General Motors<br>
Небольшой поселок на юге города, в самом начале трассы Петербург - Москва, становится модным автомобильным местом. Вслед за третьей в мире по объемам продаж компанией - Toyota Motor Company - свой автозавод в Шушарах решил построить и лидер мирового автопрома и прямой конкурент японцев - General Motors (GM).
Инвестиции - 115 миллионов долларов
Вчера вице-губернатор Михаил Осеевский сообщил, что закладка первого камня автозавода произойдет в июне 2006 года, во время Петербургского экономического форума, ровно через год после аналогичного мероприятия в "Тойоте".
Японцы собираются начать выпуск автомобилей представительского класса "Тойота Камри" в конце 2007 года. Если американцы будут возводить свою площадку такими же темпами, их конвейер заработает в Шушарах в конце 2008 года.
Первая очередь японского завода (его смета - около 150 миллионов долларов) будет ежегодно собирать 20 тысяч "Камри" для небедных людей (ценовая ниша - 25-30 тысяч долларов). Американцы намерены инвестировать в свой проект 115 миллионов долларов и производить 20-25 тысяч автомобилей трех моделей для покупателей с кошельком потоньше. Каких моделей - пока коммерческая тайна, да и детали договора между GM и правительством Санкт-Петербурга по просьбе зарубежного партнера не разглашаются.
Напомним, что вечером 29 мая 2006 года в Москве вице-президент корпорации General Motors Карл-Питер Форстер и министр экономического развития и торговли России Герман Греф подписали соглашение об инвестировании в строительство автомобильного завода GM в Санкт-Петербурге.
Зачем им это нужно?
Непростые переговоры между городским правительством и боссами концерна велись с осени 2005 года, а на решение американцев обосноваться в Питере повлияло недавнее постановление российского правительства о таможенных льготах на импортные запасные части.
Один из руководителей General Motors в Европе сдержанно подчеркнул, что еще предстоит урегулировать ряд аспектов по приобретению недвижимости и самому стратегическому инвестиционному соглашению. Был немногословен и вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский, который ничего не сообщил вчера об экономических параметрах проекта. Чиновник, правда, подчеркнул, что Смольный активно формирует автомобильный сектор петербургской промышленности, и в ближайшее время на нашей территории запустят конвейеры сразу три автогиганта.
Гиганты эти - законодатели мод в мировом автопроме: Toyota, Nissan и GM. Но если временные планы "Тойоты" уже очерчены, как и модель, с которой шушарский завод выйдет на рынок ("Тойота Камри"), то Nissan еще не приступил к детализации своего проекта и наладит производство только к 2008-2009 году. Неясны пока и замыслы менеджеров из General Motors, потому что они решились на петербургский проект не в лучшие для себя времена.
Nissan и особенно Toyota в последние годы процветают, а концерн GM прошлый финансовый год закончил с убытками, превышающими 8 миллиардов долларов. Автомобильный монстр закрыл несколько площадок в США и уволил десятки тысяч сотрудников (на заводах General Motors на четырех континентах трудится более 1 миллиона человек).
И вдруг - идея нового завода с инвестициями свыше 100 миллионов долларов. Не авантюра ли? Отнюдь. Именно в России, на Украине и в других странах с неразвитым автопромом и невысокими среднедушевыми доходами населения бизнес GM идет успешно.
Главное - правильно выбрать нишу
В прошлом году в России было продано 563 400 новых иномарок - на 60 (!) процентов больше, чем в 2004-м. Состоятельные россияне, конечно, не покупают иномарки, собранные отверточным способом в Калининграде, Тольятти или Набережных Челнах. Но массовый спрос формируют не покупатели BMW Х5 или Porche Cayenne, а автолюбители, не готовые платить даже за новую иномарку больше 15 тысяч долларов. Именно модели в ценовой нише 10-15 тысяч долларов раскупаются, как горячие пирожки.
Показателен пример областного завода "Форд-Всеволожск". Да, профсоюзы там периодически бастуют и требуют повышения зарплаты. Но это не мешает трудовому энтузиазму: за 4 года своей работы завод увеличил ежегодный выпуск "Фокусов" в 7 раз! В этом году предприятие собирается продать 60 тысяч автомобилей. Не на самый престижный, но доступный по цене (13-15 тысяч долларов) "Фокус-2" даже существует предварительная запись.
Совместный продукт General Motors и АвтоВАЗа - внедорожник "Шевроле-Нива", собираемый в Тольятти, - удачный коммерческий проект. Сегодня автомобиль стоит те же 13-15 тысяч долларов. И хотя в 2005 году отпускные цены для дилеров на этот маленький джип повысились сразу на 15 процентов, завод сумел продать свыше 45 тысяч улучшенных "Нив".
По неофициальной информации, завод GM-Петербург будет производить именно "Шевроле" трех моделей. Предполагаемая отпускная цена - 10-15 тысяч долларов, что гарантирует беспроблемный сбыт. А на Украине, на площадке в Запорожье, научились собирать совсем недорогую машину. "Шевроле-Ланос" уходит в торговую сеть всего за 9 тысяч долларов - как "Жигули".
Так что конструкторы из Детройта умеют разрабатывать не только просторные лимузины с бездонным бензобаком, но и вполне экономичные варианты. Приход GM в наш город - это не только сотни новых высокооплачиваемых рабочих мест, на чем акцентирует внимание губернатор Петербурга, но и радостное для автомобилистов из среднего класса событие.
Ведь после введения экологического стандарта "Евро-2" рынок подержанных иномарок стоимостью 7-10 тысяч долларов может рухнуть, а покупать ВАЗ-2110 за 10 тысяч долларов не хочется. Поэтому автомобильные заводы иностранцев в России помогут решить проблему разумного соответствия цены и качества.