НАШИ ЛЮДИ В БУЛОЧНУЮ НА ТАКСИ...
Торговые сети вытесняют мелкий бизнес - если так пойдет и дальше, то скоро покупатель сможет добраться до ближайшего продуктового магазина только на машине<br>
За 2005 год число малых предприятий в Петербурге сократилось более чем на треть. Если в начале 2005 года их было 224,5 тысячи, то в январе этого - 161 тысяча. Большая часть "умерших" фирм была занята в торговле. Сокращение количества ларьков и мелких магазинов продолжается, их вытесняют крупные сетевые компании. Бизнесмены, понятное дело, обеспокоены такими тенденциями и предлагают законодательно ограничить всевластие сетевых структур. Их желания совпадают с последними предложениями городского правительства.
По большому счету, населению нужны и крупные сетевые магазины, и мелкие ларьки. Всем известно, что в "Ленте" или "Пятерочке" можно купить продукты довольно дешево, ассортимент там огромен, действует система скидок. В некоторых сетевых магазинах реализуются социальные программы для граждан с низкими доходами.
Однако крупные магазины неудобны для ежедневного посещения: они разбросаны по городу, часть их них построена только для автомобилистов - на выездных трассах. Средний горожанин хотел бы вечером после работы купить домой немного (чтобы не морозить) свежих продуктов. Но до ближайшего магазина - километры и километры. И ему приходится довольствоваться тем, что неделю назад было закуплено оптом в супермаркете.
Это бытовые аспекты проблемы. Но есть и экономические.
Практически все сетевые компании созданы на иностранные деньги, доходы от их деятельности в значительной мере уплывают из города, из России. По данным председателя совета Санкт-Петербургской ассоциации малого и среднего бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова, "Рамстор" - турецкая компания, "Лента" построена на немецкий капитал, "Пятерочка" - на голландский.
Понятно, что такие магазины охотнее будут продавать импортные товары. Доходит до смешного: маринованные опята из Канады, картофель из Израиля, соленые огурцы из Франции. Как рассказывал один предприниматель, практически невозможно продать через сеть, например, натуральное молоко или овощи и фрукты, выращенные в Ленинградской области. Реализовать их можно только через мелкие торговые точки. Это, конечно, не связано с предвзятым отношением к нашему товару - сетевым магазинам просто удобнее работать с крупными поставщиками и известными фирмами. Так что среднему отечественному производителю пробиться на сетевой рынок нелегко.
Многие предприниматели считают, что городские чиновники слишком долго в качестве основного инструмента развития потребительского рынка рассматривали привлечение крупных сетевых структур. Разумеется, за счет мелких. Распространенная практика: по окончании срока аренды какого-либо магазина договор не продлевается, помещение выставляется на торги, и его перекупают крупные фирмы. Чаще всего чтобы просто закрыть. Да и арендные ставки, возросшие с 1 января более чем в 3 раза (примерно с 60 до 220 долларов за квадратный метр) для многих оказались неподъемными.
Мелкий предприниматель может запросто лишиться разрешения на торговлю и в результате участившихся за последний год проверок. У сетевиков тоже нарушений хватает, но они, вероятно, в состоянии откупиться. Вариантов "зачистки" - масса.
Многие предприниматели соглашаются, что прекращение мелкорозничной торговли около метро и на остановках - это правильно. Но правительственное решение о предоставлении альтернативного места часто не выполняется местными чиновниками.
Все это, по мнению Сергея Федорова, председателя Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга, и объясняет сокращение количества малых предприятий торгового сектора. И может привести в конечном итоге к исчезновению конкурентной среды, снижению стандартов жизни населения, измельчанию и без того немногочисленного среднего класса.
То, что в регионах слишком уж увлеклись выдачей преференций крупным торговым сетям за счет дискриминации малого бизнеса, поняли и в российском правительстве. Минэкономразвития внесло предложение о законодательном ограничении экспансии сетевых структур.
Губернатор Санкт-Петербурга на недавнем совещании выдвинула идею разработать концепцию развития магазинов "шаговой доступности" - то есть тех, до которых можно без труда дойти пешком. "Пешеходная доступность" сейчас разрабатывается Общественным советом по малому предпринимательству при губернаторе. По словам Сергея Федорова, она будет предусматривать гарантии перезаключения договоров аренды, меры по противодействию рейдерским захватам торговых предприятий, предоставление земельных участков для магазинов сроком не менее чем на 9 лет.
В Петербурге более чем 5 тысяч торговых точек. Из них порядка 600 - сетевые магазины, которые контролируют половину торгового оборота.