В ПИТЕР ПРИВЕЗЛИ "ГОЛОВЫ" ПАВЛА ФИЛОНОВА

Русскому музею вернули еще один утраченный шедевр<br>

В мае в отдел рисунка и акварели Русского музея поступил на экспертизу лист с данными: "П.Н. Филонов. (?) "Головы" - аналог листа "Филонов П.Н. (?) "Без названия. (Головы)", 1924-1925 гг.". Подлинность рисунка "Без названия" была поставлена под сомнение еще двадцать лет назад, тогда-то и атрибутировался он со знаком вопроса. В ходе экспертизы установили: музейный рисунок - подделка, а принесенный - подлинный. Что, впрочем, и требовалось доказать... В конце 70-х сестра выдающегося художника Павла Филонова, исполняя его последнюю волю, преподнесла в дар Русскому музею 300 его произведений. Какие-то его работы были в музее "на временном хранении". К творчеству авангардиста Филонова у руководства музея, как и у официальных властей города и страны, было отношение отрицательное. Его работы не хранились надлежащим образом. Заместитель директора музея (в то время) Губарев похитил девять рисунков, заменив их копиями, вывез во Францию и продал. Большую часть рисунков приобрел французский музей современного искусства "Центр имени Жоржа Помпиду". Вскоре старший научный сотрудник отдела гравюры Русского музея Е. Ковтун обнаружил в журнале "Тетради Национального музея современного искусства" воспроизведение восьми рисунков Павла Филонова, известных ему по фонду. В Русском музее обнаружили пропажу и подмену 9 рисунков Филонова. По делу хищения городская прокуратура возбудила уголовное дело. Французский арбитражный суд, получив неопровержимые доказательства принадлежности восьми рисунков Филонова Русскому музею, принял решение о возврате их законному владельцу. Что и произошло в 2000 году. Девятый же рисунок купил русский коллекционер Владимир Царенков. Он решил проверить свой рисунок на подлинность и обратился в Русский музей. Когда выяснилось, что ему принадлежит некогда похищенный рисунок Царенков безвозмездно передал его Русскому музею. После того как с двух практически одинаковых рисунков на церемонии передачи сняли скрывающую изображение бумагу, директор Русского музея Владимир Гусев подзадорил Владимира Царенкова: "Сможете отличить подлинник от копии?" Коллекционер опознал шедевр - с первого взгляда.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.