ЮРИЙ НОРШТЕЙН: "СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ СТАЛО КУСТАРНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ..."
Будущее отечественной анимации, как и ежик, - "в тумане"!<br>
Киностудии "Союзмультфильм" - 70! Накануне юбилея нашему корреспонденту благодаря проекту "Культурная среда" сети книжных магазинов "Буквоед" удалось пообщаться с самым загадочным отечественным режиссером-мультипликатором, как называют Юрия Норштейна. Норштейн проработал на "Союзмультфильме" почти три десятилетия. На его счету... четыре картины. Зато какие! Каждая - шедевр! Один "Ежик в тумане" чего стоит. А еще есть "Лиса и Заяц", "Цапля и Журавль", "Сказка сказок". Плюс незавершенная "Шинель"...
"ЦЕНЗУРА ДЕНЕГ ОБРЕМЕНИТЕЛЬНЕЕ СОВЕТСКОЙ ЦЕНЗУРЫ"
- Юрий Борисович, как рождаются мультяшные образы?
- Банально, но процитирую Анну Андреевну Ахматову: "О, если б знали из какого сора растут цветы, не ведая стыда..." Трудно сказать, что откуда берется. В "Сказке сказок" схлестнулось огромное количество впечатлений и ощущений моего детства, сохранившихся до сего дня, - и коммуналка, и дом, и двор, стук швейной машинки, даже колыбельная. В последней моей работе, "Шинели", у Акакия Акакиевича будто бы родничок не зарос. Когда я впервые увидел родничок грудного ребенка (я же не знал, что он, родничок, должен пульсировать!), был в ужасе. Мне казалось, что с ребенком происходит что-то страшное. А он спокойно сидел на полу и играл!
- Где ваши мультфильмы сейчас более востребованы - в России, за границей?
- Более всего - в Японии. Далековато? Но тут опять же по Ахматовой: "На воздушных путях двух голосов перекличка..." Моя тайная любовь к Японии началась задолго до того, как мои фильмы оказались в Стране восходящего солнца. Я полюбил японскую поэзию. Моя жена тоже, кстати, обожает японскую поэзию, графику. Да и кинооператор, с которым мы снимали "Ежика в тумане" и "Шинель", Александр Жуковский, с большим вниманием относится к японскому искусству. Вот, очевидно, это тайное духовное взаимопроникновение и не могло не произойти.
- Если бы вас попросили назвать мультфильм "всех времен и народов", назвали бы?
- Я свой список составил, но наверняка вам не все имена известны. Конечно же, "Ночь на Лысой горе" Александра Алексеева, который году в 18-м уехал из России и всю сознательную жизнь прожил во Франции. Изумительный художник! Сделал он немного, но его "Ночь" - произведение мирового уровня.
Несмотря на то что я исповедую иную эстетику, считаю гением Диснея. Он создал свою мультяшную державу.
Я ценю в искусстве легкость и точность изображения, когда режиссер не останавливается на уровне физиологии, "мясистости" изображения, а возвышается. У Диснея это есть. Фредерик Бака - канадский режиссер, дивный, поразительный человек, создал потрясающий десятиминутный фильм "Крах". Могу назвать еще десяток имен, которые представляют великую анимационную школу, но боюсь, что российский зритель все равно не увидит этих шедевров, потому что у нас сегодня культ другого кино.
- Кто-то из питерских мульти- пликаторов заслуживает внимания?
- Костя Бронзит, безусловно. Он наиболее яркий режиссер из мультипликаторов, хотя, сразу скажу, что его полнометражный мультфильм "Алеша Попович" не высоких достоинств, и, я думаю, что он это сам понимает. Больше мне не приходят на память имена, которые внесли новое ощущение, понимание мультипликации. К тому же, я не хотел бы быть судьей.
- В России школа мультипликации еще существует?
- К сожалению, как школа - нет, не сохранилась. Остались индивидуумы. И если школа возродится, будет ли мультипликация у нас рифмоваться с тем, что было, не знаю. Время покажет. Не секрет, что многие талантливые российские мультипликаторы живут за границей - там больше платят. Творческие амбиции сегодня ушли на второй план. Мы в свое время находили себе простое оправдание: нам деньги платят за то, что мы занимаемся любимым делом. Мультипликация - наша жизнь, а нам еще деньги платят! Да, деньги небольшие, но где, в какой еще стране мне бы дали возможность заниматься тем, что нравится? Да нигде! Нам говорили: "Вас цензура задавила! Приезжайте к нам..." А я могу написать трактаты о цензуре, которая есть там, за границей, и по поводу цензуры, которая существует сегодня у нас. Я сильно сомневаюсь, что нам сейчас дали бы возможность снимать такие фильмы, какие мы делали тогда. Наша сегодняшняя свобода - мнимая. Я это состояние называю "рабство свободы". Сегодня цензура денег гораздо тяжелее и обременительнее, чем все те пассажи, которые нас сопровождали при предыдущей власти.
В ПЕТЕРБУРГЕ УЛИЦЫ СКВОЗНЯКОВ
- Итак, вы сейчас работаете?..
- Над "Шинелью".
- Съемки фильма "Шинель" идут уже очень давно, как скоро завершатся?
- Не берусь отвечать на этот вопрос. Я долго снимаю.
- Насколько для вас в "Шинели" важен гоголевский текст?
- Текста в фильме будет очень мало. Он там и не нужен. Для текста есть книга.
- А гоголевский Петербург будет?
- Я совсем не думал о городе, когда начали снимать фильм. То есть я не думал о конкретном городе - об архитектуре, магазинных вывесках, витринах, рекламе XIX века. У меня было просто представление города, не более. Я очень боялся утонуть в реальности и не пытался воспроизвести реалии. Для меня главным было дать ощущение города. Дать слякоть, снег с дождем, промозглость, ветер, свист ветра. В Москве улицы делались кривыми в расчете на то, чтобы их ветер не прохватывал, а в Питере они прямые, здесь даже звучание ветра другое, чем в Москве. В Петербурге улицы сквозняков.
Сегодня и в мультипликации, и в кинематографе сплошь реальности, причем режиссеры этим страшно гордятся. А чем гордиться? Нужно, наоборот, довести кино до того, что не изображение на тебя действует, а то, что стоит за изображением. Нужно дать что-то более существенное, чем изображение. Воздух, например. Это более тонкая задача.
"Я НЕ ХОЧУ ПИТАТЬСЯ ДИСТИЛЛИРОВАННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ"
- Сегодня многие мультипликаторы перешли на видео. Вы продолжаете снимать на пленку. Чем это можно объяснить?
- Я не обращаю внимания на аудиовизуальные вещи. Они проходят мимо меня, потому что мне мало интересны. Очень редкий случай, когда ты что-то для себя можешь из всего этого извлечь. Да, я снимаю на пленке. Но беда в том, что в наше "свободное" время в Москве лаборатории по проявке черно-белой пленки закрылись. Я думаю, что в Петербурге та же ситуация. Я не знаю, где проявляет свой материал Алексей Герман. Возможно, за границей. Но если он и отправляет за границу, то сразу метров шестьсот. А у нас кусочки - от полутора до трех метров, другой масштаб проявки. Что прикажете делать? Пришлось запускать свою машину для проявки. То есть создание мультфильмов стало кустарным производством. Но я считаю, главное - не сдаваться и оставаться самим собой. На видео я никогда не перейду. Никакая "цифра" не сравнится с пленкой. Это все равно что сравнивать дистиллированную, мертвую воду с живой. Ту, что из родника, с водой из-под крана. Я не хочу питаться дистиллированным изображением, в котором ни один микроб не заведется. Сегодня, к сожалению, настолько притупляются вкусовые качества зрителей, что они уже не понимают, что продукт может быть и натуральным.
- А что вы скажете по поводу компьютерной графики?
- В компьютерной графике нет волшебства. Для меня волшебство - муравей, ползущий в траве, а не та виртуальность, которую загоняют в мультипликацию. Это все дешевка, и цена ей - один день. Я слышал от кого-то из знакомых, что Спилберг и Лукас собираются снимать совместное кино, и они договорились не прибегать к компьютерной графике. Это симптоматично. Я давно говорил, что все это чепуха, это быстро съестся. А муравей останется, он бесконечен! И даже мультипликация вроде "Князя Владимира" - дело ложное. Да, работа профессиональная, но я не думаю, что фильм сильно отличается от компьютерных. К сожалению, сегодня искусство себя обманывает. И зрителей! Когда обманывает правительство, суд, адвокат - это я могу понять, но когда обманывают художники - последнее дело.
"Сегодня, к сожалению, настолько притупляются вкусовые качества зрителей, что они уже не понимают, что продукт может быть и натуральным".