ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: "CУДЬБА НАЦПРОЕКТОВ ВПОЛНЕ ОПТИМИСТИЧНА"
В среду первый вице-премьер Дмитрий Медведев изучал в Ленобласти ход реализации двух из четырех национальных проектов - "Здоровья" и "Образования". По итогам поездки он поделился видением происходящих в этих сферах перемен с читателями "НВ".<br>
- Дмитрий Анатольевич, вы утверждаете, что сегодня работа по проектам вступила в активную фазу. Тогда какие уже обнаружились "системные" проблемы, что мешает нацпроектам?
- Трудности всегда есть, национальные проекты не исключение. Моя оценка такова: никаких фундаментальных, неразрешимых трудностей здесь не существует, обычно не хватает либо воли этим всем заниматься, либо денег. На мой взгляд, все идет по тому сценарию, который можно было представлять. На недавнем большом совещании у президента внимание было сконцентрировано именно на различного рода технологических проблемах. Каких-то фундаментальных проблем нет, в том числе и потому, что мы сознательно выбирали проектный подход - все задачи, которые сгруппированы в нацпроекты, могут быть решены в определенный срок, и мы можем достигнуть тех контрольных показателей, которые будут свидетельствовать, что мы вышли на новый уровень.
- Есть ли на федеральном уровне понимание того, что ипотечное кредитование, в том виде, в каком оно существует, доступно очень ограниченному кругу людей?
- Здесь ничего нового изобретать не надо, и способ решения жилищной проблемы банален: все та же ипотека и... иные схемы кредитования строительства. Другое дело, что мы пока в самом начале формирования ипотечного рынка и ипотечная ставка пока высока. Но мы ее надеемся снизить. Как раз на совещании я доложил, что мы готовы уже в этом году снизить ее до 11,5 процента, хотя это было запланировано на 2008 год. Многие регионы активно участвуют в софинансировании строительства, в частичной компенсации кредитной ставки, и там ипотека активно развивается, а ставка достигает 6-8 процентов. Повторю, концептуальных, в отличие от тактических, изменений не нужно. Например, вначале мы ориентировались на традиционное многоэтажное строительство: в принципе идея неплохая, но опыт показывает, что комфортнее жить на своем земельном участке и иметь свой дом. Поэтому программу скорректировали в сторону малоэтажной застройки, и теперь отрабатываем эту модель. Уже выбрано три экспериментальных площадки (одна из них, кстати, в Ленобласти) по производству всего необходимого для малоэтажного домостроения, благо качественных технологий сейчас очень много.
- Какова судьба финансирования всех проектов в 2007 году? Может быть, добавится новый?
- В бюджете следующего года судьба нацпроектов вполне оптимистична и финансирование будет увеличено. Это будет не радикальное увеличение, поскольку цель не в этом, а в том, чтобы эффективно израсходовать те деньги, которые уже есть. Но все же мы уже выходим на увеличенные цифры, - например, порядка 5 миллиардов рублей дополнительно прокредитовано по заявкам сельхозпроизводителей и еще 50 миллиардов, я думаю, мы способны освоить до конца года. Придется также финансировать то, что мы не планировали, включая выплаты новым категориям учителей и врачей, например узким специалистам медицины. Кроме того, уже начался прирост этих категорий работников, что очень отрадно. В отношении же новых проектов считаю, что выходить на них следует тогда, когда есть понимание, что без применения проектного подхода нам не достичь качественного прорыва, а также когда создана модель проекта. Я всегда говорил, что и культура, и наука тянут каждая на отдельный нацпроект.
- Расходы будут увеличены, и в то же время в президентском послании прозвучал тезис о демографии и о 250 тысячах рублей на каждого второго новорожденного в семье. Это будет ваша зона ответственности? А если да, то реальны ли такие фантастические выплаты?
- Насчет зоны ответственности: президент уже поручил мне этим заниматься - некоторое время назад, на совещании Совета безопасности. На ближайшем расширенном заседании Совбеза будет сделан доклад о демографии, с которым выступит ваш покорный слуга. Теперь в отношении того, "реально - не реально", и как это связано с нацпроектами. Очевидно, что это абсолютно связанные вещи. Потому что от качества медицинских услуг зависит продолжительность жизни. А она, связанная с так называемой смертью от неестественных причин, у нас является крайне негативным демографическим фактором. Уровень и продолжительность жизни являются пока недопустимо низкими, стало быть, работая над проектом "Здоровье", мы работаем и над демографической проблемой. Но не все сводится к уменьшению количества смертей от неестественных причин, поскольку есть абсолютное снижение рождаемости. И без того, чтобы увеличить число рождений, демографическую проблему не решить.
Острие демографической программы направлено прежде всего на такой компонент, как увеличение числа рождений. В послании предложен целый комплекс мер, но самая яркая из них и самая "капиталоемкая" - это так называемый материнский капитал. То есть выплата 250 тысяч рублей, которые женщина может потратить в случае рождения второго ребенка, причем строго определенным образом. Хватит ли денег? Очевидно, что, прежде чем предложения были сформулированы, они были детально просчитаны. И мы исходим из того, что денег не просто хватит. И что мы не должны при этом залезать ни в какие "закрома", а должны и способны обеспечить решение за счет текущего финансирования. Думаю, будет возможно где-то скорректировать отдельные позиции, но в целом мы оцениваем затраты на эту демографическую проблематику (без учета затрат на сами нацпроекты) в 40-50 миллиардов рублей за год. При этом следует учитывать, что материнский капитал - это не единовременная выплата всей суммы и по первому требованию. Это некий набор обязательств, который, во-первых, возникает через три года после рождения, а во-вторых, расходуется частями, в зависимости от желания женщины. То есть давление этих денег на экономику не будет прямолинейным.