ИМПЕРАТОРАМ МЕДВЕДЬ НА УХО НЕ НАСТУПАЛ

В Шереметевском дворце открылась выставка царских музыкальных инструментов<br>

Кто для нас, ныне живущих, российские императоры? Исторические персонажи, реформаторы или тираны, вершители судеб народа либо марионетки в руках дворян и фаворитов... А ведь все они были прежде всего людьми со своими слабостями, пристрастиями, увлечениями. Знаете ли вы, что Павел III был талантливым скрипачом, а Николай II вместе с супругой вечерами играл на рояле в четыре руки? Для тех, кто об этом впервые слышит, прямая дорога в Шереметевский дворец, где открылась выставка "Император музицирующий". Главными экспонатами, предоставленными целой дюжиной российских музеев, являются музыкальные инструменты, на которых императоры либо играли сами, либо получали их в качестве подарка. Здесь и латунный сигнальный рожок, на котором в детстве играл Александр III, и несколько корнетов, саксгорн и туба, которые он прикладывал к губам в более зрелом возрасте. По соседству с ними - уникальная фотография, на которой император запечатлен вместе с саксгорном. В этом же зале коллекция восточных инструментов, подаренных Александру III его супругой и переданных ею же в дар музею после смерти мужа. В соседнем зале роскошный рояль, расписанный сценами из мифа об Орфее, - подарок последнего российского императора Николая II Александре Федоровне. Первым же в России коллекционером музыкальных инструментов был Петр III. По словам заведующий экспозиционным отделом Музея театрального и музыкального искусства Розы Садыховой, внук Петра I и муж Екатерины II был не только одаренным скрипачом, но и собрал более 60 скрипок, в числе которых были творения прославленных Амати и Страдивари. - Даже когда император был в заключении, в качестве предмета первой необходимости он попросил скрипку, - рассказывает Роза Садыхова. Но следы коллекции Петра III затерялись в веках. А вот скрипка его внука Александра I представлена на выставке. Инструмент работы Амати, чья страховая стоимость без смычка равняется 75000 долларов, был специально привезен для выставки из Москвы, хотя до 20-х годов прошлого века находился в коллекции питерского музея. Существует исторический документ, повествующий о том, что Петр III заказывал для своих скрипок футляры, обитые внутри зеленым бархатом. Скрипка Амати, представленная на выставке, хранилась именно в таком футляре. Эта деталь заставила исследователей задуматься, а не от Петра III ли досталась Александру I эта скрипка? Что касается властной супруги императора-скрипача, то Екатерина II не испытывала трепетного отношения к игре на музыкальных инструментах. Однако это не помешало великой императрице написать либретто не скольких опер. Ее внук Александр I, в котором она души не чаяла, будучи ребенком, специально выучил наизусть одну из таких опер, чем невероятно порадовал свою могущественную бабушку. Музыкальные таланты были и у Петра Великого. Мало кто знает, что первый российский император пел на клиросе бок о бок с простыми певчими. На выставке в Шереметевском дворце представлена рукопись ирмосов греческого распева, привезенная из столичного Государственного исторического музея, со старинной надписью: "Сии ирмосы Его Величество Государь Император Петр Великий в день тезоименитства своего на всенощном пении сам изволил на клиросе с певчими певать". Среди прочих "бумажных" экспонатов выставки ноты песни "Как на матушке на Неве-реке" из Российской национальной библиотеки, датируемые 1877 годом. Авторство этого произведения приписывается Петру I. Неудивительно, что для музыкально одаренных российских самодержцев писали самые выдающиеся композиторы. В частности, среди экспонатов имеются нотные автографы Бортнянского и Вебера. Увы, главам нашего государства послереволюционного периода похвастать в музыкальном плане практически нечем. А как было бы интересно узнать потомкам о том, что Сталин был замечательным пианистом, а Владимир Путин порой исполнял партию первой скрипки в Мариинском театре! Но история не терпит сослагательного наклонения...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.