РОКОВЫЕ СТРАСТИ ПОЛИНЫ КУТЕПОВОЙ
На сцене БДТ проходят гастроли московского театра "Мастерская Петра Фоменко"<br>
Существует такое понятие - "фоменковский актер". Оно подразумевает не только то, что этот актер играет в театре, которым руководит уже ставший классиком режиссер, но и особенную актерскую школу, высокое мастерство. В какой-то мере наименование "фоменковский актер" является "сертификатом качества"; "фоменковцев" узнаешь по присущему им "легкому дыханию". Пять лет театр Петра Фоменко не был в Петербурге, за эти годы многие "фоменковцы" стали настоящими звездами кинематографа, и вот наконец-то у нас есть возможность увидеть их вживую. В гастрольной афише театра в основном русская классика: А. Чехов, А. Островский, Л. Толстой, А. Пушкин.
Незаконченную повесть Пушкина "Египетские ночи" режиссер решил домыслить. Действие спектакля происходит в светском салоне: это скорее пародия, игра в салон пушкинской эпохи. Светские львы и львицы музицируют, обмахиваются веерами и сплетничают о Пушкине и его незаконченной повести. Присутствующих волнует, а могла бы сейчас женщина, какая-нибудь новая Клеопатра, заставить мужчину расстаться с жизнью за одну ночь. Красавица под вуалью Вольская - ее роль исполняет Полина Кутепова - уверена, что в наши дни такие страсти, конечно же, невозможны. Но мрачный юноша в черном плаще думает по-другому. Его красноречивые взгляды и пылкая речь заставляют ее почувствовать себя роковой женщиной. И в представлении-импровизации, устроенном иностранцем, именно Вольская исполняет роль Клеопатры. Эта Клеопатра влюбляется в каждого из мужчин, обреченных ею на смерть, а последнего, которого изображает тот самый влюбленный юноша, даже пытается спасти. Но древние страсти, отбушевав, утихли, и неистовая Клеопатра снова превратилась в холодную светскую даму. В финале спектакля зрителям кажется, что уже не кокетка Вольская, а сама актриса вопрошает, глядя в зал, и обращаясь непосредственно к зрителям: а действительно ли сильные чувства невозможны в наше время?
Спектакль "Египетские ночи" выглядит неожиданным для Петра Фоменко. Он похож на смелую и провокационную импровизацию, которую устраивают персонажи. Режиссер, подобно Вольской, оставляет открытым вопрос, а можно ли сегодня всерьез говорить о страсти, о неистовстве Клеопатры и о любви, из-за которой идут на смерть.